Раскрутка музыкального проекта 7/9

Аудиокурс "Сам себе звукорежиссёр"

Раскрутка музыкального проекта 7/9

7

Что такое промо-материалы? Промо-материалы — это комплект материалов, которые позволяют узнать о вас и вашем творчестве. Говоря простым языком, промо-материалы — это ваши демозаписи, фотографии, видео, биографии, вырезки из газет и т. д. То есть материалы, которые дают представление о вашем музыкальном проекте.

Именно от промо-материалов будет в большей степени зависеть ваш успех, нежели от каких-либо других факторов.

Поэтому, чтобы ваши промо-материалы были качественными, я создал отдельную серию статей, в которых расскажу о промо-материалах во всех подробностях. Главное — слушать мои советы и применять их на собственной практике.

Конкретно в этой статье я расскажу о самом важном промо-материале, а именно о демозаписи. От нее успех может зависеть более чем на половину от всех остальных факторов на него влияющих.

Сразу хочу оговориться, что я не буду тут учить вас писать хиты и делать распрекрасные записи. Если вы собрались раскручивать свой музыкальный проект, то у вас уже должны быть классные, хорошо исполненные и качественно записанные песни.

Однако даже если у вас есть объективно интересные, хорошо исполненные и превосходно записанные песни — это еще не гарантирует вам успех. Успех зависит и от того, как вы этот материал потом подадите.

Помимо этого есть ряд технических нюансов, которые влияют на успех демозаписи. О них и пойдет речь в данной статье. Мы рассмотрим, какой должна быть демозапись, помимо самого музыкального материала.

Итак, у вас есть несколько песен, они записаны, записаны качественно. И теперь, прежде чем их куда-то кому-то послать, нужно знать целый ряд определенных тонкостей, не соблюдая которые ваша демозапись может даже провалиться, каким бы интересным не был музыкальный материал.

1. Структура демо записи

1. Структура демо записи 

Это может показаться странным, но, подав одну и ту же песню по-разному, она может быть также по-разному воспринята слушателем. Поэтому, прежде чем обнародовать ваши песни, следует сделать структурированную демозапись.

Демозапись — это демонстрация, представление возможностей, материал, который позволит слушателю ознакомиться с вашим творчеством. Это не музыкальный альбом и не законченное художественное произведение, если говорить в узком смысле. Это не полноценное музыкальное издание.

Поэтому не включайте в демозапись все ваши песни. Оптимальный вариант — три композиции. Не больше. Можно меньше, можно даже одну. Однако одна песня вряд ли сможет дать полное представление о вашем творчестве, в то время как трех песен для этого должно быть достаточно.

Почему это так? А всё просто:

У людей нет времени на то, чтобы слушать все ваши песни.

Для делового человека даже 10-15 минут — это уже значительный промежуток времени, а о том, чтобы потратить час на прослушивание чьих-то записей не может идти и речи.

Как выбрать три песни, если у вас их больше?

Очень просто. Для начала путем голосования выберите с другими участниками вашего коллектива три лучшие песни, а затем опросите ваших знакомых, друзей, близких, да кого угодно. Главное понять, какие три песни им нравятся больше всего. Далее проанализируйте, что думаете вы, что думают другие, и, на основании результатов, сделайте выбор.

Обратите внимание, что обычно нигде и никогда не говорится о том, что демозапись должна содержать только полные версии песен.

Если у вас песни длятся более 4-5 минут, то есть смысл сделать их так называемые «превью» (preview), то есть фрагменты песен в форме, например «Вступление-Куплет-Припев» или (что еще лучше) специально сделать сокращенные версии с укороченными до минимума (или отсутствующими) вступлением и проигрышами.

В таком случае человек потратит 1-1,5 минуты на прослушивание песни и если после припева она его не зацепит, то с вероятностью 90 % не зацепит и после прослушивания полной версии.

В то же время можно, и, на мой взгляд, нужно, убить сразу двух зайцев, поместив в вашу демозапись три превью и три полные версии. Если слушателю понравятся превью, он послушает при желании и полные версии.

Идём далее.

Одной из главных ошибок многих музыкантов является то, что они используют в своих демозаписях различные интро, длинные вступления и т. п.

Так вот, ни в коем случае в демозапись их включать нельзя!

На самом деле, каким бы странным это не показалось, но даже обычные вступления в демозаписях будут нежелательными. Следует стремиться к тому, чтобы вступлений к песням либо не было вообще, либо они были максимально короткими, насколько это возможно.

Я понимаю, что мало какая песня прозвучит убедительно без вступления, но если удалить его будет невозможно, то хотя бы его продолжительность тогда нужно будет по-максимуму сократить.

Хорошо, если вступление будет не больше 10-15 секунд.

И в идеале, забегая вперед, скажу, что также желательно, чтобы секунд через 30-40 уже начинался припев. Но это в идеале. Это уже вопросы композиции и аранжировки.

Также желательно, чтобы песни вообще были не больше 4 минут по продолжительности. Я прекрасно понимаю, что в ряде случаев это невозможно, но, тем не менее, будет лучше, если песня будет длиться 3-4 минуты, а не 5 или 8.

В конце концов, если длинное вступление является, по вашему глубокому убеждению, просто жизненно важной и неотъемлемой частью песни, то поступите следующим образом: сделайте его отдельным треком сразу без пауз перед основным. В этом случае человеку достаточно будет нажать кнопку «Next», чтобы переключиться на основную песню.

Теперь что касается последовательности песен

В огромной степени успех демозаписи зависит от последовательности песен. Если демо начинается с не самой удачной песни, то не исключено, что дальше никто остальные песни слушать не будет.

Начинать демозапись следует с наиболее удачной песни.

Мало того, песня должна быть не просто лучшей, она должна быть из тех, которая цепляет сразу, а не в середине или под конец, где звучит гениальное соло или берущий за душу бридж. Если слушателю не понравится первая песня, то, скорее всего, ни вторую, ни третью он слушать не станет.

У вас вполне могут быть песни, которые действительно цепляют под конец или в середине, и это не значит, что от таких песен нужно отказаться. Нет! Просто таким песням никак не первое место.

Запомните, это очень важно: первая песня должна цеплять сразу.

Формат и качество аудиофайлов

Это тоже очень важный момент, о котором нельзя не упомянуть.

Ваша демозапись должна быть представлена на физическом носителе (CD, флешка) и в цифровом виде — в виде файлов для отправки по электронной почте, размещению на сайтах, в соцсетях и т. д.

Я рекомендовал бы вам сразу сделать несколько версий как превью, так и полных композиций в формате MP3 с разным битрейтом. Это нужно для того, чтобы не заморачиваться с этим в будущем.

С одной стороны, можно сделать просто папку с МР3-файлами и не париться, но делать этого не желательно вот почему. Некоторые организации до сих пор принимают только файлы, например до определенного размера и даже строго с определенным битрейтом. Также точно поступают и некоторые файлообменные сервисы (файлоприёмники часто) и аудиохостинги.

Я в свое время даже взял за правило делать демо в форматах MР3 во всех возможных вариантах постоянного битрейта, начиная от 128 kbps и заканчивая 320 kbps. Таким образом, если мне нужно было отправить файл размером, скажем, до 5 Мбайт, то я находил файл с максимальным размером, не превышающим 5 Мбайт. Соответственно чем больше «весит» файл, тем выше его битрейт и качество.

Название аудиофайлов

Казалось бы, такая мелочь! Но поверьте, даже эта мелочь играет важную роль.

Главное правило банально донельзя: названия файлов должны быть понятными.

  1. В названии обязательно должно быть наименование группы/исполнителя, а после него название песни через тире.
  2. Все слова и названия, пишущиеся на кириллице, должны быть на кириллице, это же правило относится и к латинице.
  3. Файлы должны быть пронумерованы, чтобы слушатель начал прослушивание композиций именно в том порядке, в котором было вами запланировано.
  4. Больше в названии файла указывать ничего не нужно.
  5. В тегах файла укажите «Исполнитель», «Год», «Жанр», а в комментарии обязательно оставьте ваши контактные данные. Также можете поставить и копирайт.

Примеры правильно подписанных аудиофайлов:

  • 001. Фёдор Переверзев — Лети, моя душа
  • 3. The Minor Band - All the Things are Mine

Все эти правила следует соблюдать для того, чтобы слушатель не ломал голову, как называется ваша песня и в случае чего легко смог ее потом найти.

Также при конвертировании файлов в МР3 используйте качественные программы-кодеры. Я использую профессиональную программу Wavelab, но в целом подобного рода программ очень много, вам нужно будет попробовать разные, чтобы найти оптимальную.

2. Оформление физической версии демозаписи

2. Оформление физической версии демо-записи

Даже если вы планируете распространять и рассылать ваши записи исключительно через интернет, вам всё равно будет нужна физическая версия демо.

Плюсы грамотно оформленной физической версии по сравнению с электронной значительны:

  • Она осязаема, ее можно потрогать.
  • Ее можно отдать лично в руки (не всегда вы будете отправлять записи через интернет).
  • Красиво оформленный диск, например, труднее потерять, чем файл на компьютере.
  • Больше вероятности, что запись послушают.
  • Она выглядит солиднее и представительнее.

Да, да, да, компакт-диски стремительно уходят в прошлое и на смену им приходят куда более удобные флеш-накопители. Но, тем не менее, музыкальные записи по-прежнему распространяются на CD и думаю, что будут распространяться так еще не один год.

Конечно, флешки удобнее. Но их будет трудно оформить так же красиво как диски, к ним будут нужны какие-то коробки, которые будет нужно делать отдельно. Да и распространять записи на флеш-накопителях выйдет довольно дорого. Даже профессионально оформленные CD, тиражированные методом заводской штамповки, стоят гораздо дешевле самых дешевых флешек.

В общем, пока однозначно выигрывают диски.

Качественно оформленный диск — это огромнейший плюс. Он повысит шансы, что запись послушают, и выделит вас на фоне других.

Собственно, под качественно оформленным диском я подразумеваю диск с нанесенным на него изображением, в боксе и с полиграфией, а не болванку в конверте, нарезанную дома и подписанную от руки.

CDТакой диск — это, мягко говоря, совсем несолидно, он лишь подчеркнет несерьезность ваших намерений. Этот тот случай, когда уж лучше никак, чем так.

Человек, который ответственно подходит к делу, всегда будет заботиться о качестве всего, что имеет к этому делу отношение. Намного меньше вероятность, что такой диск вообще послушают. К тому же такой диск с большой вероятностью потеряют из-за невзрачности и того, что он просто не выглядит как серьезное предложение.

Совсем ужасно, когда такой диск еще и коряво подписан, когда даже название группы еле удается прочитать.

Поэтому я настоятельно не рекомендую вам давать или посылать кому-то неоформленные диски. Это не презентабельно и не серьезно. Поэтому, вам следует позаботиться о профессиональном оформлении дисков с вашими демозаписями.

Как это сделать? На самом деле не так сложно, как может показаться. И не так дорого.

Прежде нужно определиться с тремя составляющими:

  1. Тип бокса;
  2. Обложка;
  3. И количество копий.

1. Что касается типа боксов, то для упаковки музыкальных CD я выделяю три подходящих варианта:

Slim-jewel или slim-box. Тонкий бокс, тоньше стандартного в два раза. Может вмещать один диск. Вариант наименее предпочтительный. Преимущество его, пожалуй, только в размере и экономии на полиграфии. Выглядит менее солидно еще и потому, что вызывает ассоциации с болванками, которые часто именно в этих боксах и продают.

CD-box (он же Jewel case и Jewel box). Стандартная упаковка для CD. Обычно содержит один или два диска. Имеет две позиции для крепления вкладышей — на крышке и дне. Этот вариант — пожалуй, золотая середина.

Digipack. У этого типа бокса крепление для диска клеится к картонному листу, сложенному вдвое или втрое. Упаковка открывается в виде книжки. Часто также всё это вкладывается в дополнительный бокс из плотного картона также с нанесенным со всех сторон изображением. Это наиболее красивый и презентабельный вариант упаковки. Единственное, что в домашних условиях Digipack не сделать, но он стоит того, чтобы заказать тираж на заводе, так как выглядит он очень солидно.

2. После того как вы определитесь с типом упаковки, нужно будет сделать обложку

Тут у многих сразу возникают проблемы, мол, «я не художник», «я не дизайнер» и т. д. Во-первых, дизайнером вам быть не обязательно, а во-вторых, не обязательно делать обложку своими руками.

Вспомните одну из предыдущих статей, в которой я говорил о делегировании. Если не вы и не кто-то из ваших друзей/знакомых не является дизайнером, поручите эту работу специалисту. Да, вы заплатите за это деньги, но зато получите профессиональную обложку, а не дешевую кустарщину.

На самом деле, мудрить здесь не нужно. Обложка должна быть простой. Простой, повторюсь, но не примитивной. Она должна давать представление о стиле вашей музыки, быть качественной, аккуратной и не выглядеть как откровенный самопал.

Главное правило оформления лицевой стороны обложки: на ней должно быть четко читаемое название исполнителя.

Требования к остальным частям полиграфии:

  1. Список песен с нумерацией, понятными читаемыми названиями и хронометражем.
  2. Краткая и по делу информация о группе/исполнителе.
  3. Информация о составе группы и людях принимавших участие в создании проекта (если есть место).
  4. Хотя бы одно ваше фото.
  5. Контактные данные, включая почтовый адрес.
  6. Копирайты.
  7. Год выпуска.

3. Теперь нужно определиться с количеством копий

Здесь дать конкретных рекомендаций я не могу. Вам нужно самостоятельно проанализировать ситуацию и решить, сколько ориентировочно копий вам может понадобиться.

На своем опыте могу сказать, что на первых порах достаточно от 30 до 100 дисков.

Чтобы они не разлетелись в первый же день, нужно просто взять себе за правило не раздавать их направо и налево. Конечно, я не могу запретить вам подарить некоторые из дисков вашим друзьям, но раздавать их всем кому не попадя не будет разумным.

Как раз всем кому не попадя раздавать можно диски и на обычных болванках, коих тоже я рекомендую заготовить еще штук несколько.

Итак, предположим, вы определились с количеством копий. Что дальше? Дальше нужно собственно сделать тираж. На самом деле, идти для этого на завод, занимающийся тиражированием дисков, необязательно. Диски можно записать и на обычном компьютере, а полиграфию напечатать на принтере.

Хотя, конечно, диски, изготовленные на заводе методом штамповки, гораздо лучше во всех отношениях, чем диски, размноженные на компьютере. Да и стоимость одного такого заводского диска вместе с полиграфией выходит немногим дороже болванки в такой же упаковке.

Но захотев сделать такой заводской тираж, вы столкнетесь с двумя проблемами.

1. Проблема первая заключается в том, что заводы берутся тиражировать диски только в больших объемах — обычно от 500 штук. Меньше выходит невыгодно. Вряд ли вы найдете завод, который согласится сделать тираж даже в 100-200 копий, а если и согласится, то будет это, скорее всего, та же нарезка на дубликаторе и печать обложек на принтере.

2. А вторая проблема в том, что большинство фирм, прежде чем выполнить ваш заказ, потребуют заключение договора, а также потребуют представить документы, подтверждающие права на записываемую информацию.

Для многих такой расклад не подходит, поэтому им, чтобы сделать тираж демозаписей, будет проще найти частное лицо, которое может с этим помочь.

Найти такого человека на самом деле не трудно. Наверняка в вашем городе есть люди, которые занимаются, например, съемкой свадеб. Обычно у них есть при себе фотопринтеры, позволяющие печатать обложки и наносить изображения на диски. Даже в небольших городах такие люди обычно есть.

В свое время к таким людям обращался и я, о чём ни разу не пожалел. Мне делали тиражи по 10-30-50 копий. Распечатывали двухсторонние вкладыши, наносили изображения на диски + в стоимость включали сам CD-box, компакт-диск и бумагу. Даже конвертики для боксов давали полиэтиленовые. И всё это стоило очень не дорого, немногим дороже розничной стоимости болванки и фотобумаги.

К тому же качество печати было отличным, а по времени процесс занимал буквально 2-3 часа. Всё, что мне оставалось сделать, это нарезать дома диски. Но и на это много времени не ушло, так как в компьютере у меня стояло два оптических привода, что позволяло одновременно записывать сразу по два диска.

Мало того, купить и записать диски, а также купить для них боксы вы сможете сами, а если у вас есть фотопринтер, то и с печатью обложек проблем не возникнет. Вам останется лишь нанести на диски изображения, для чего вы уже сможете обратиться к тому, кто это сделает. Или можно еще купить для дисков специальные наклейки и вообще сделать всё самому.

Что же, вот и всё. Как видите, ничего сложного.

Итак, вот мы и рассмотрели все те немаловажные мелочи, которые влияют на успех демозаписи. Вам обязательно следует соблюсти всё, что я рассказал в данной статье.

Ну а на этом мы закончим и в следующей статье продолжим речь о других промо-материалах, которые у вас должны быть.

Mix 440x330___________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить