Эффективное применение диаграмм направленности микрофонов - Эффект близости

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Эффективное применение диаграмм направленности микрофонов - Эффект близости

Следует знать еще один важный момент: все «микрофоны градиента давления» в той или иной мере дают «эффект близости». Так называют повышение низких частот, которое происходит при использовании микрофона на слишком близком расстоянии от источника звука.

Как именно возникает этот эффект, мы рассматривать не будем, так как это довольно сложная тема, но с практической точки зрения это может принести как пользу, так и вред – все зависит от ваших целей.

m

Здесь оба микрофона имеют диаграмму направленности типа «восьмерка». Расположение микрофонов обеспечивает приход большей части вокального звука в «глухие» бока гитарного микрофона и наоборот. Это способствует лучшему разделению источников звука по сравнению с использованием кардиоидных или всенаправленных микрофонов. Однако следует учитывать, что они подтягивают и тыловые звуки. Поэтому постарайтесь сделать все возможное, дабы их избежать.

При комбинации капсюлей рассмотренных выше конструкций в одном микрофоне или при создании капсюля с характеристиками обоих вы получите кардиоидную модель.

Объединение фронтальной осевой чувствительности «восьмерки» и «круга» приведет к сильной отдаче (возросшей чувствительности) с фронтальной стороны микрофона. По сторонам «восьмерка» не имеет ничего, что можно добавить к кругу. Соответственно, с боков кардиоида менее чувствительна, чем спереди.

Второй, тыльной половине «восьмерки» присуща такая же отдача, как у круга, но она производит сигнал, обладающий обратной полярностью относительно «круга». Таким образом, происходит их взаимная компенсация. Соответственно микрофон перестаёт быть чувствительным к звукам, идущим с тыльной стороны.

Причиной широкого использования кардиоидного типа направленности является ее способность «предвзято» относиться к звукам, которые прибывают с боковых и тыльной сторон микрофона. Однако при более внимательном наблюдении за поведением кардиоидного микрофона можно заметить, что он не является оптимальным решением для всех видов использования.

В первых кардиоидных микрофонах использовались два отдельных капсюля, в конструкции же большинства современных моделей предусмотрен один единственный. Он оснащен звуковым лабиринтом, который находится позади диафрагмы. Этот лабиринт предназначен для управления фазой звука, попадающего с ее тыла.

Такая система очень хорошо работает, на ней базируется большинство переносных динамических и студийных конденсаторных микрофонов. Однако ее минусом является неравномерная чувствительность кардиоиды в разных частотах и направлениях.

С помощью такого микрофона с высокой точностью подбирается осевой звук, а вот звуки вне оси в той или иной мере фильтруются в соответствии с характеристиками направленности микрофона. В большинстве случаев это выражается как снижение высокочастотной чувствительности. Скажите что-то в сторону кардиоидного микрофона, и вы поймете, в какой степени могут окрашиваться звуки вне оси.

На практике звук редко приходит только по оси, поскольку в окружающей среде происходит масса отражений звука, и он может прибывать к микрофону под любыми углами. В результате точный осевой звук смешивается с существенным количеством окрашенного отраженного звука.

Проведение записи в неподготовленном помещении может стать причиной появления заметных «носовых» или «коробочных» призвуков. Поскольку задняя часть диафрагмы кардиоидных микрофонов не закупорена и они относятся к «микрофонам градиента давления», то им также присущ «эффект близости». Это может спровоцировать значительное повышение низких частот при использовании микрофона на очень близком расстоянии от источника.

micsdiaphragmopen l

Если доступ для воздуха в диафрагме открыт только с одной стороны, то считают, что такой микрофон управляется давлением. Он чувствителен к давлению воздуха, но практически не реагирует на направление, откуда идет звук. Если диафрагма открыта для воздуха с обеих сторон, то она чувствительна к градиенту давления, то есть разнице между давлением с фронта и тыла. Давление звука, приходящего со стороны, одинаковое с обеих сторона, то есть, разницы нет. Именно поэтому «восьмерка» отвергает боковые звуки, но в то же время реагирует на фронтальные и тыловые.

Изменение соотношения между капсюлями с круговой диаграммой направленности и «восьмёрки» может привести к более или менее узким формам кардиоиды. Такие же результаты можно получить путем изменения конструкции акустического лабиринта сзади диафрагмы.

У узконаправленных микрофонов наподобие супер- и гиперкардиоидных есть небольшой лепесток чувствительности с тыльной стороны. В итоге области с наименьшей чувствительностью на этих микрофонах расположены под углами в 35-45 градусов к тыловой оси, а не прямо на тыльной стороне микрофона.

Это стоит учитывать при попытках разместить микрофоны таким образом, чтобы избежать нежелательных проникновений. В большинстве случаев более важной является направленность мертвых осей микрофонов, а не осей наибольшей чувствительности.

Так как супер- и гиперкардиоидные модели отличаются более узкой направленностью, то им присуща большая чувствительность к позиционным изменениям в источнике. Поэтому требуется минимизация движения при близкой работе с ними.

С помощью акустических поглотителей, установленный позади микрофонов, можно уменьшить уровень звука, который попадает на тыловой лепесток. И в случае острой необходимости в хорошем разделении между инструментами вам очень пригодятся узконаправленные кардиоидные микрофоны.



Комментарии 

0 30.06.2012 07:52 Vitold
спасибо за статью
0 30.06.2012 11:55 Александр
Хорошая статья!!!
0 01.07.2012 15:10 Лев
вообще отличная, постарался... Андрей спасибо тебе!
0 02.07.2012 09:56 Gintas
Болшое спосибо. Бсегда рад получать новости от вас!!!
0 02.07.2012 16:42 Ninagadina
Благодарю любимого Автора и жду новостей!
0 04.07.2012 18:23 Марк
Спасибо за статью!
0 05.12.2012 11:25 укеукеке
красавчик