Синтез звука и работа с синтезаторами

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Синтез звука и работа с синтезаторами

Успешное творчество во многом зависит от вдохновенья, которое может зародиться в душе от прослушивания новых звуков. Но не каждый может позволить себе приобрести новые синтезаторы или звуковые модули. Ниже Вашему вниманию приведено несколько советов Саймона Лаузера, с помощью которых можно решить эту проблему без денежных трат.

Старые раздражающие звуки вызывают уныние и, кажется, что решить эту проблему могут только деньги. Не спешите с выводами! Может быть, достаточно просто использовать по максимуму возможности своего оборудования.

Для программирования звуков можно или слепо наугад повертеть ручки, или все детально и вдумчиво проанализировать и рассмотреть. Оба эти способы будут иметь различные последствия, но оба они вполне реальны и результативны.

1. Разные параметры синтеза по-разному влияют на звук. Некоторые из них, имея громадное значение, в то же время отличаются легкостью в изучении и применении.

С помощью варьирования среза фильтров, атаки и затухания огибающей, а также глубины и количества LFO можно создать большое количество разнообразнейших звуков. Если Вы желаете получить более густое, теплое звучание, попробуйте поэкспериментировать с взаимной расстройкой генераторов.

2. Рассмотрим несколько простых, но действенных методик. Самого широкого спектра новых звуков можно достичь с помощью настройки параметров фильтров. В первую очередь обратите внимание на параметры среза фильтров и источники модуляции, которые оказывают немалое влияние на них.

Начните с формы и параметров огибающей, трекинга клавиатуры, скорости нажатия клавиш или velocity. Работая с таблично-волновыми синтезаторами, нужно также не забывать о фактически обрабатываемых сэмплах или волновых формах. Вряд ли Вы когда-нибудь прослушивали все волновые формы, доступные в Вашем синтезаторе.

3. В некоторых случаях целесообразно подготовиться заранее, чтобы в случае появления вдохновения или оказавшись в ситуации, требующей быстрых результатов, Вы смогли бы предпринять нужные шаги.

Создание новых звуков можно начать с ознакомления с шаблонами для их редактирования, которыми снабжены некоторые инструменты. Саймон Лаузер в этом случае отдает предпочтение мультитембральным установкам, которые имеют предустановленные звуки, MIDI-каналы, параметры громкости и уровней эффектов. С их помощью можно довольно быстро начать создавать песню.

В процессе работы с аранжировкой можно удалить определенный шаблон, а вместо него внести свои данные, в которых нуждается этот проект. Чтобы легко найти нужный звук, фрагменты для каждой песни целесообразно сохранять в отдельном файле или даже на отдельном диске.

4. Достичь хороших результатов помогает комбинирование уже существующих звуков.  Поэкспериментируйте с импортированием звуковых слоев из тембра в тембр. В синтезаторах, поддерживающих мультитембральный режим, можно также настроить несколько разных тембров на один канал. Такой трюк позволит получить абсолютно новый звук.

5. Аранжировка обычно выделает мелодию над всем остальным, и звучание в этом процессе играет не последнюю роль. При программировании тембра для мелодии или аранжировки, не фокусируйтесь слишком на недвижимых мелодических и басовых звуках. Воспринимайте все это в разрезе взаимодействия времени и тембра.

Сосредоточьтесь на «долгосрочных» звуках. Чтобы сделать Вашу аранжировку пространственной, используйте амбиентные свипы, то есть звуки с разверткой фильтров, и остальные подвижные подклады. Такое развитие звуков подходит не только для музыки New Age, смело применяйте этот подход для Ваших работ в любом стиле.

6. Главной особенностью танцевальной музыки является ее темп. Чтобы очистить звучание, зачастую нужно провести синхронизацию LFO и других источников модуляции с музыкальным темпом. В разных моделях синтезаторов эта функция выглядит или называется по-разному.

В синтезаторах типа Kurzweil K2000 может применяться запрос на выбор «MIDI Clock» для источника модуляции, в инструментах других производителей могут использоваться такие названия, как «External Clock» или «Tempo Sync», последнее определение часто встречается в Roland MC505.

Не забывайте, что в оркестровой музыке часто происходит связывание вибрато с темпом, но в то же время  допускается небольшое варьирование его скорости, что только прибавляет выразительности.

7. Если после создания миди-записи исполнения и одновременного изменения тембра при воспроизведении проявляются не все детали Вашей работы, следует проверить настройки параметров MIDI transmit/receive. В большинстве случаев найти их Вы сможете в меню MIDI или в глобальном меню.

Такие инструменты, как Roland JD800, Juno 106 и некоторые другие, имеют специальные настройки, с помощью которых можно экономить память и полосу пропускания, или MIDI-интерфейса.

8. Если Вы хотите сделать исполнение более динамичным и выразительным, «повертите» звуковые параметры во время игры инструмента. Используйте колеса модуляции и высоты тона, не забывайте о кнопках, педалях, послекасании или aftertouch и  клавиатурной динамике или velocity.

Экспериментируйте, назначайте на контроллеры любые интересные Вам параметры. В первую очередь это касается громкости, высоты тона, а также панорамы, глубины LFO, начать можно и с параметров среза фильтра.

9. Для оживления звука можно также использовать секвенсор, как управляющий модуль. Очень часто контроллеры и ноты записывают по отдельности. В программах-секвенсорах существует функция графического редактирования контроллеров. Ее использование поможет расширить Ваш звук и добавить в него больше мощности и энергии, или наоборот, лиричности.

Создание паттерна с периодическими изменениями громкости позволит получить эффект гейта, а паттерн с формой LFO можно применить к фильтру или высоте тона. Кроме того, приветствуется преобразование одного контролера в другой. CC#10 или панораму, например, можно трансформировать в CC#91 или глубину эффекта.

10. Часто музыканты попадают в ситуацию, когда атака определенного звука не сходится с музыкой, что вызывает кажущееся отставание треков от всего материала. В таких случаях бывает тяжело понять, почему даже абсолютная квантизация не может решить эту проблему.

Если подобное произошло и с Вами, в первую очередь проверьте, насколько длина звуковой активности соответствует аранжировке, особенно это важно, если ранее Вы изменяли темп в своей работе. Помните, начальная атака является самой важной составляющей звука, именно она несет слушателям основную информацию.

11. Не бойтесь новых или каких-либо непривычных методов программирования звука. С их помощью Вы можете выйти на новый творческий уровень в своей работе, а Ваша музыка станет более интересной для потенциальных слушателей. Поэкспериментируйте с модулированием нестандартных назначений, если, конечно, это под силу Вашему синтезатору.

Как пример, с помощью клавиатурной динамики можно провести модулирование резонанса low-pass фильтра с крутизной 24dB/октава. В случае невысоких значений velocity этот способ позволит ослабить атаку, тогда как при больших значениях динамики может произойти самовозбуждение фильтра, о чем он подаст внятный сигнал.

Для создания более жесткого звука можно модулировать высоту или фильтр с помощью генератора звуковой частоты. Если вы привыкли к быстрой развертке  LFO,  попробуйте использовать медленную, и наоборот.

Ниже приведен список некоторых направлений модуляции, которые особенно нравятся Саймону Лаузеру.

  • Для басов и пэдов отлично подходит модуляция среза фильтра, которая вызывает неторопливое циклическое изменение тембра.
  • Трекинг клавиатуры или влияние размещения нот на клавиатуре на панораму. Если звук имеет два слоя, можно панорамировать их навстречу друг к другу.
  • Для струнных тембров и подкладов хорошо подойдет изменение параметров огибающей с помощью колеса модуляции.
  • Для больших оркестровых слоев можно применить слайдер громкости, который базируется на двухслойном звуке. Один слой будет традиционно реагировать на перемещения слайдера, а другой с точностью до наоборот. Таким путем можно создать межслойный кроссфейд и постепенно высветлять или затемнять нужные слои в некоторых местах.
  • При модуляции параметров фильтров с помощью изменения уровня динамики, звуки, в зависимости от скорости нажатия, изменяют не только громкость, но и тембр. Не стоит игнорировать и послекасание, с помощью которого можно создавать отличные «развертки» (sweep) и «выпуклости» (swell). Иногда и обычное вибрато может приятно разнообразить статичное звучание.

12. Хорошо изучите свой синтезатор, особенно это касается процессора эффектов и  настроек клавиатурной реакции. Не забудьте исследовать режимы работы фильтров. Проштудируйте всю волновую таблицу, если она, конечно, используется Вашим синтезатором.

13. Чтобы создать «убийственный» бас, обойдя фильтр, смешайте треугольную или синусоидальную волну с ярким звучанием. Если это не под силу Вашему инструменту в пределах одного патча, то можно поэкспериментировать с использованием двух или даже более параллельных тембров.

14. Для успешного создания винтажных звуков на синтезаторе нужно учитывать спецификацию инструмента, которому вы хотите подражать. Постарайтесь узнать, с помощью каких особенных элементов создается этот оригинальный звук.

Например, общеизвестно об отсутствии реакции на динамику в Minimoog, о нетрадиционном устройстве его двух огибающих, в которых одна ручка регулирует время спада и затухания, а с помощью выключателя можно отключить затухание вообще.

Многие знают, что в Minimoog есть три генератора, но при использовании LFO только два из них доступны. Очень часто копируют звук Roland TB303. Его особенностями являются присутствие одного генератора квадратных или пилообразных волн, наличие необычного low-pass фильтра с крутизной 18dB и одного простого генератора огибающей.

15. Чтобы добиться оригинального аутентичного звучания нужно или использовать сам оригинальный инструмент, или пробовать засэмплировать его. Не обманывайте сами себя: некоторые особенные звуки могут издать только определенные инструменты.

16. Быстро добиться нового звучания можно с помощью отключения т.с. бортовых эффектов и использования внешних процессоров. Что касается эффектов, то для получения более твердых и пробивных звуков в последнее время все чаще стали применять лёгкий дисторшн

17. Если звуковая многослойность не приносит ожидаемого результата, упростите Ваши звуки. Этот метод прибавит эффектный контраст в Вашу работу.

18. Если у Вас несколько инструментов, поэкспериментируйте с изменением их ролей. Например, попробуйте выжать из аппарата для басов пэды или даже пиано.

19. Досконально изучите свой синтезатор, не спешите менять его на новый. Приобретение нового инструмента может и разбудит Ваше вдохновенье, но вопрос в том, насколько быстро и легко Вы сможете получить неизбитый результат.

История знает много примеров подобного. Это и заезженные Yamaha DX7, и надоевшие «Fantasia» и «Digital Native Dance» из Roland D50, и пэтчи типа «Pole» из Korg M1. Нет сомнений, что и low-pass фильтры в дальнейшем будут казаться заезженными и отсталыми.

20. Не игнорируйте фабричные пресеты, звуки сторонних производителей. Не относитесь с презрением и к звуковому набору General MIDI, много профессионалов своего дела время от времени использует его. Прослушивайте качественные демо-аранжировки от производителей MIDI-файлов коммерческого характера. Так Вы сможете понять, чего можно достичь, используя стандартные звуки и некоторые сторонние размышления.

_________________________________________

Автор: Саймон Лаузер | Перевод: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!


Комментарии 

0 12.07.2012 15:49 Антонио
Вот это я понимаю! Человек проникся статьей!