Подготовка треков к сведению
Я думаю, что некоторые музыканты, имевшие опыт студийной записи, возможно, сталкивались с необходимостью дальнейшей работы над песней, а именно с её сведением, но в другой студии. Спрашивается, зачем? Зачем музыкантам отдавать запись на сведение в другую студию, если можно сделать сведение там же где и запись? На самом деле однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как причин может быть несколько. Например, в другой студии могут быть большие технические возможности, более квалифицированные специалисты или, например, выгодные цены и короткие сроки выполнения работы. Перечислять все причины я думаю, нет никакого смысла, так как их может быть очень и очень много.
«Но чему собственно посвящена статья?», спросите вы. А статья посвящена следующему. На самом деле, многие музыканты, не очень хорошо разбираются в звукозаписи, а то и не разбираются в ней вовсе. Вследствие чего допускают целый ряд ошибок на этапе перенесения звуковых дорожек в другую студию. Эти ошибки всегда осложняют работу звукорежиссёрам, из-за чего порой существенно возрастает стоимость работы, увеличиваются сроки её сдачи, а ещё чаще студия просто отказывается от работы с вами. Согласитесь, проще усвоить несколько несложных правил, чем не сделать этого и в последствии создать себе и звукорежиссёру гору проблем.
Конечно, студий в нашей стране существует огромное количество, и у каждой из них свои требования и правила. Но в целом, есть общие правила, соблюдая которые вы вряд ли столкнётесь с какими-либо проблемами, которые помешают сделать сведение быстро и качественно. И также вряд ли какая-либо студия откажется с вами работать.
Ниже я предлагаю вам рассмотреть все эти правила по порядку. Хочу обратить ваше внимание, что мы будем рассматривать правила подготовки дорожек в цифровом виде, в виде аудиофайлов.
1. Форматы файлов
Каждая студия принимает на сведение файлы определённых форматов. Некоторые, а скорей даже большинство, студий принимают дорожки по отдельности в виде аудиофайлов, а некоторые принимают также и файл проекта (сессии) какой-либо программы, например, Cubase, Nuendo, Logic, Samplitude и т. д.
Прежде чем нести файлы в студию, поинтересуйтесь, в каких форматах там принимают файлы. Наиболее распространёнными форматами, которые принимают практически все студии, являются форматы wav и aiff, поэтому если ваши треки в одном из этих форматов – уже не стоит беспокоиться по этому поводу. Очень желательно, чтобы все дорожки были одного формата, поэтому лучше также узнать, принимает ли студия дорожки одного проекта в разных форматах.
2. Разрядность и частота дискретизации
Очень важны разрядность и частота дискретизации (семплирования) файлов. Часто студии отказываются от работы именно из-за неподходящей разрядности и частоты дискретизации файлов. Некоторые студии настаивают на том, чтобы разрядность и частота дискретизации дорожек были как можно выше, некоторые просто указывают допустимые варианты.
Но всё же, вариантов не так много. Обычно студии практически всегда принимают файлы с разрядностью 24 bit и очень многие с разрядностью 32 bit float. А вот треки с разрядностью 16 bit большинство студий принимать отказывается, поэтому стоит это учитывать. Также многие студии не принимают дорожки с разной разрядностью. Во всех современных профессиональных студиях звукозаписи запись происходит с разрядностью не ниже 24 bit, поэтому звукорежиссёр пересчитывает дорожки в том же формате, в каком проводилась запись.
Что касается частоты дискретизации, то здесь проблем может возникнуть несколько больше. Во-первых, потому что несколько больше вариантов: 44,1 kHz, 48 kHz, 88 kHz (встречается сравнительно редко), 96 kHz и 192 kHz – это наиболее распространённые частоты дискретизации.
Обязательно узнайте принимаемые частоты семплирования, прежде чем отдавать файлы на сведение. В большинстве случаев студии принимают файлы с частотами 44,1 kHz, 48 kHz и 96 kHz.
Также хочу предупредить, что лучше оставить исходную частоту семплирования всех записанных дорожек, чем менять её. Обычно потрековая смена частоты дискретизации ведёт к ухудшению качества звука, поэтому лучше не производить передискретизацию, а отдать треки в ту студию, где принимают файлы с вашей частотой семплирования.
Хотя обычно серьёзных проблем на этом этапе не возникает, потому что есть определённые стандарты, от которых студии отстраняются крайне редко и стараются их придерживаться.
Но что точно не допустимо ни в каких студиях, это дорожки с разной частотой семплирования. Такие треки не принимаются никакими студиями, так как корректное сведение таких треков невозможно технически.
3. Синхронизация треков
А вот при несоблюдении этого правила – треки очень часто возвращаются заказчику. Что значит синхронизация треков? Это значит, что все треки должны начинаться от единой точки (чаще всего от ноля). Звукорежиссёр, который будет пересчитывать треки, обязан знать это правило. Если этого не сделать, то звукорежиссёр, который будет делать сведение, замучается расставлять треки в программе, так как он просто не может знать, где какой трек должен начинаться. Если же пересчитать все треки от ноля, то звукорежиссёр просто экспортирует их в программу, и все они станут как надо.
4. Обработка треков
Обычно в студиях требуют предоставлять им треки без какой-либо внешней обработки, и почти все требуют отключать пространственную обработку типа reverb, delay и т. п. Некоторые студии наоборот просят не отключать обработку, иногда даже пространственную, некоторые просят оставить динамическую и частотную (компрессия, эквализация и т.д.), но отключить пространственную и т.д. Если же запись уже произведена с эффектами (что не всегда хорошо), обязательно узнайте, примут ли такие треки.
Но, пожалуй, оптимальным вариантом будет предоставление студии как обработанных, так и необработанных треков.
5. Нумерация и название треков
Уверен, что ни одному звукорежиссёру не понравится, если вы предоставите ему не ясно и не понятно подписанные треки. Конечно, это не будет поводом для отказа от сотрудничества, но увеличит время работы и потреплет нервы звукорежиссёру, который будет прослушивать каждый трек и подписывать его.
Поэтому позаботьтесь о правильном наименовании треков. Лучше для наименования треков пользуйтесь латиницей, а не кириллицей. Многие программы и операционные системы воспринимают кириллицу как набор иероглифов, с латиницей же таких проблем обычно не возникает. Примеры правильного наименования треков: electric guitar-1, bass, snare drum, piano left hand и т. д.
6. Pre-mix
Я рекомендую подготовить так называемый pre-mix - изначального, несведённого общего микса всех дорожек с эффектами и обработкой. Желательно также если можно сделать хотя бы минимальное черновое сведение. Нужно это для того, чтобы звукорежиссёр, который будет делать сведение, имел представление о характере звучания песни, примерном балансе инструментов и обработке.
Этого требуют не все студии, но если вы это сделаете, и вам и звукорежиссёру это будет в плюс.
Что касается формата, то здесь конкретных рекомендаций дать не могу. Чтобы не ошибиться, сделайте pre-mix в том же формате, с той же разрядностью и частотой дискретизации, что и все отдельные треки.
7. Треки-образцы
Я настоятельно советую вам предоставить звукорежиссёру 2-3 композиции-образца, на звучание которых вы ориентируетесь. В таком случае вы облегчите работу звукорежиссёра, ему станет понятней к какому звуку стремиться, как и какое оборудование и обработку использовать в работе.
Формат в данном случае значения не имеет. Здесь важнее качество. Поэтому если у вас есть возможность, отдайте предпочтение фирменному CD, нежели пережатому mp3 с низким битрейтом.
8. Темп композиции
Указания темпа композиции требуют не все и не всегда, но вы будете только в плюсе, если точно укажете темп композиции в BPM. Иногда это облегчает звукорежиссёрам работу с эффектами и обработкой. Например, чтобы точно настроить повторы delay, зная темп композиции в BPM достаточно высчитать значение в миллисекундах по простой формуле. Если же темп неизвестен – придётся всё настраивать вручную.
Заключение
Ну, вот мы с вами и рассмотрели основные правила, придерживаясь которых, вы скорей всего не столкнётесь с проблемами, которые воспрепятствуют сделать сведение и быстро и качественно. Главное – прежде всего, узнайте все требования к принимаемым файлам, и уж потом занимайтесь их подготовкой. В таком случае ни одна студия не откажется с вами работать, а возможно даже сделает вашу работу лучше, чем вы ожидаете. Успехов вам!
___________________
Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Я именно так и всегда видел идеальную работу с звукорежиссёром!