Пространственная обработка звука

Аудиокурс "Сам себе звукорежиссёр"

Пространственная обработка звука

Пространственная обработка звука включает в себя эффекты, осуществляющие задержку исходного сигнала по времени и последующее суммирование обоих сигналов.

Традиционно главным процессором пространственной обработки звука считается ревербератор, но в действительности подобных эффектов намного больше. Однако ревербератор, пожалуй, — один из основных инструментов, который используется во время сведения, поэтому будет логично начать рассмотрение этого вопроса именно с него.

В основе процесса естественной реверберации лежат многочисленные отражения звуковой волны от разнообразных преград, которые встречаются на ее пути (стены, потолок, пол и пр.) Поэтому у слушателя, находящегося в концертном зале, звуковая картина формируется следующим образом.

Вначале уши слушателя улавливают прямой звук от музыкального инструмента. В нем не содержится какой-либо информации о пространстве помещения, он просто помогает слушателю понять, где расположен источник звука — слева, справа, в центре и пр.

Немного позже до слушателя доносятся ранние отражения, то есть сигналы, однократно отраженные от поверхностей в помещении. Эти отражения имеют большое значение, поскольку именно они формируют у человека слуховое представление и о его месте нахождения в помещении, и о размерах этого помещения.

Все следующие отражения, или как их еще называют «реверберационный хвост», являются звуками, которые отразились от поверхностей более чем один раз. Во время этих многократных отражений они рассеиваются по всему помещению, изменяют свои частотные характеристики, а потом полностью затухают.

Человеческое ухо воспринимает поздние отражения единым слитным отзвуком, поэтому последующие отражения и назвали «реверберационным хвостом».

Получается, что естественная реверберация представляет собой неотъемлемый элемент звуковых колебаний, в котором содержится информация об окружающем пространстве. Если бы можно было каким-то образом удалить реверберацию, к примеру, концертного выступления симфонического оркестра, то слушатель бы был просто поражен «плоским» и безжизненным звучанием.

Зачастую запись классической музыки осуществляли и осуществляют в концертных залах, обладающих хорошей акустикой и отличной естественной реверберацией. Проблемы возникли после появления эстрадной, легкой музыки, электрифицированных музыкальных инструментов, а также студийной записи.

Во время записи в студийном помещении часто реверберации нет вообще, а в фонограмме, однако, требуется передача атмосферы определенного помещения.

Для решения этой проблемы были разработаны приборы, создающие искусственную реверберацию. Эти устройства позволили получить искусственную реверберацию и получили название ревербераторов.

Процесс развития и усовершенствования ревербераторов занял довольно много времени. Уже мало кто может вспомнить эхо-камеры, листовые и магнитные ревербераторы и другие раритетные приборы. Та же участь постигла бы и пружинные ревербераторы, если бы не гитаристы. «Пружина» очень гармонично звучит на общем фоне гитарной игры, поэтому неудивительно, что этот тип ревербератора стал фактически стандартным для гитарных комбоусилителей и используется и в наше время.

Остальные же ревербераторы давно уже ушли в небытие, а на замену им пришли высококачественные цифровые приборы пространственной обработки звука.

Такие процессоры базируются на многоотводной цифровой линии задержки, которая и делает возможным получение множественных отражений оригинального сигнала, сдвинутых по времени.

По своей сути принцип действия такого устройства довольно таки схож с принципом действия ленточного ревербератора, только, использование цифровых технологий открывает перед музыкантом огромные возможности, недостижимые с аналоговой схемотехникой.

Процессоры зачастую обладают несколькими основными алгоритмами реверберации, каждый из которых может содержать ещё и массу разнообразных параметров. Пользователь может регулировать множество параметров реверберационного процесса, которые относятся и к первичным отражениям, и к «реверберационному хвосту».

mixixng-688

________________________

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить