Грамотная работа с микрофонами
Наличие качественного микрофона само по себе не является гарантией успеха. Если Вы не умеете грамотно его использовать, то пользы от него будет столько же, как от консервной банки с натянутой ниткой.
Хью Робджонс предлагает Вашему вниманию некоторые советы по этому поводу… Итоговое качество записи акустических инструментов или голосов полностью зависит от Вашего умения обращаться с микрофоном. Хочется Вас обрадовать: от дешевого, но правильно расположенного микрофона часто пользы будет намного больше, чем от дорогого, но неверно размещенного.
Кроме того, важную роль в легком и качественном управлении сессиями играет то, насколько правильно Вы храните и эксплуатируете микрофон или как организована Ваша студия. Забота об этом незаменимом аппарате и обдуманное его размещение станут немаловажной ступенькой на Вашем пути завоевания музыкального олимпа.
1. Некоторые микрофоны отличаются специфическими особенностями звука. Это может быть повышение эффекта присутствия, чрезвычайно глубокий бас и другое в этом духе. При определенных обстоятельствах эти особенности, несомненно, сослужат хорошую службу.
Но если Вас интересует более общее применение микрофона, то отдайте предпочтение модели с нейтральным звучанием. Кроме того, не забывайте о позиционировании или в случае необходимости об эквализации, которые позволят Вам добиться необходимого звукового характера.
2. Оберегайте конденсаторные и электретные микрофоны от пыли и влажности, которые оказывают отнюдь не благотворное влияние на их звуковые качества. Особенно опасайтесь пыли и дыма: их попадание на микрофон может привести к серьезным повреждениям мембраны.
Если Вы приобрели дорогой качественный микрофон, то постарайтесь, чтобы Ваши деньги не пропали зря. В случае ухудшения работы микрофона целесообразно отправить его изготовителю или в специализированную сервисную службу для дальнейшего сопровождения и обслуживания. В первую очередь, там должны побеспокоиться об очищении диафрагмы.
3. Берегите микрофоны! Если в данный момент микрофон не используется, аккуратно упакуйте и уберите его. Постарайтесь не ронять микрофоны и не захлопывать крышки на коробках: это может привести к повреждению диафрагмы. Оптимальный вариант хранения – в коробках с поролоном в достаточно сухом и прохладном помещении.
В случае нежелания постоянно выполнять столь хлопотные действия по упаковке и распаковке, можно просто надевать на микрофоны специальные чехлы соответствующих размеров, которые не допускают попадание пыли, и оставлять их на стойках в студии. К слову сказать, так поступают многие профессионалы.
Некоторые практикуют постоянное подключение микрофонов к источнику фантомного питания, что позволяет аппаратам всегда находиться в тепле и избегать излишней влажности.
4. У динамических микрофонов, по сравнению с электретными и конденсаторными, меньший динамический диапазон, включающий в себя более мягкие высокие частоты. Но, с другой стороны, динамические микрофоны отличаются большей устойчивостью к звуковым перегрузкам, исходящим от источников большой громкости, и к не совсем бережливому отношению, вернее, к его последствиям.
Для создания более теплого или более жирного звука при записи, например, барабанов или «тонкого» вокала, или для снятия звука с источников с чрезвычайно большой громкостью идеально подойдет именно динамический микрофон.
5. Характерными особенностями конденсаторных и электретных микрофонов являются большая чувствительность, «быстрота» и нейтральность. С их помощью можно уловить тонкие звуковые нюансы.
Конденсаторные микрофоны с большой мембраной склонны демонстрировать более теплое и полное звучания, тогда как аналогичные аппараты с небольшой диафрагмой отличаются большей нейтральностью и точностью.
6. Приведение в действие электретных микрофонов происходит с помощью или внутренней батареи, или фантомного питания. Более предпочтительным является второй способ, поскольку при его использовании не возникнет проблем с «севшими» батареями, а усилитель в микрофонной головке будет отличаться большим частотным диапазоном и меньшим количеством шумов.
Если все же Вы отдаете предпочтение батарее, то не забывайте вынимать ее после окончания работы с микрофоном. Также необходимо бережно ухаживать за контактами и постоянно их протирать, поскольку из-за чрезвычайно слабого тока, возникшая на контактах коррозия может привести к резкому ухудшению работы усилителя. Перед использованием прогревайте микрофоны.
7. Разработка первичных усилителей конденсаторных и электретных микрофонов позволяет им без проблем работать со средними уровнями звукового давления. Чрезвычайно близкое расположение микрофона от громкого звукового источника может вызвать перегрузку такого усилителя, который начнет искажать звук.
Если Вы не уверены в своем микрофоне, используйте между капсюлем и усилителем специальные аттенюаторы или модули аттенюации. Низкое по уровню звучание можно будет откорректировать на пульте, тогда как громкое, но искаженное уже ничем не исправишь.
8. Во время перемещения, переключения микрофонов или подачи на них питания рекомендуется убирать фейдеры на пульте или делать тише мониторы. Разбираясь со своими микрофонами, вы можете оглушить любого, кто находится в контрольном помещении, неприятными ударами и громыханием. Не удивляйтесь, если обнаружите на своих мониторах расплавленные остатки басовых динамиков.
9. Если Вы хотите отрегулировать положение микрофона на стойке, то сначала немного ослабьте зажимы. В противоположном случае они быстро растянуться и не смогут, как следует, держать положение. Когда Вы закрепите микрофон в нужном Вам месте, снова зажмите зажимы, начиная снизу. Хорошее состояние стоек позволит легко их фиксировать в случае необходимости.
10. При правильном расположении стойки одна из опорных ножек должна находиться как раз под «рукой» стойки. Это придаст всей конструкции большей устойчивости и предотвратит ее падение под весом отнюдь не легонького микрофона.
Не стоит целиком обматывать стойку кабелем от микрофона, достаточно сделать это пару раз, чтобы в дальнейшем в случае необходимости перенести стойку в другое место у Вас не возникло лишних проблем с кабелем.
11. Динамическое разрешение сигнала в значительной мере уменьшается из-за субзвуковых и низкочастотных шумов, поэтому целесообразно оградить микрофоны от механических сотрясений. Это особенно актуально в случае с всенаправленными микрофонами.
Частоты ниже 60 Гц воспроизводятся далеко не всеми мониторами ближнего поля, так что, если Ваши измерители показывают пик, который, по Вашему мнению, не соответствует звуковой действительности, то обычно причина этого кроется в громыхании низкой частоты, например, от ноги, отбивающей ритм.
Оптимальное решение этой проблемы – изолирующие стойки для микрофонов. Также под ножки обычной стойки можно попробовать подложить специальные прокладки.
12. Во избежание влияния ненужных источников звука обычно используют направленные микрофоны. При их размещении важно учитывать расположение микрофонов относительно нежелательных шумов. Попробуйте представить себе трехмерное изображение звука.
Микрофон нужно разместить так, чтобы посторонний звук попадал в углы с наименьшей чувствительностью. Если направленность кардиоидная, то эти углы расположены как раз позади диаграммы, если речь идет о «восьмерке», то искать углы нужно по ее сторонам, если же имеется в виду гиперкардиоидная направленность, то обратите внимание на стороны тылового конуса.
13. Всенаправленный микрофон отличается от направленного более нейтральным звуком и более пространным басовым звучанием. И тот, и другой имеют приблизительно одинаковую стоимость. Но с другой стороны, с помощью всенаправленного микрофона трудно избежать посторонних звуков.
Поэтому рекомендуется их размещение на меньшем (в два или даже больше раза) расстоянии для получения тех же значений взаимопроникновения инструментов. При использовании близкорасположенных микрофонов, не забывайте и о всенаправленных.
В большинстве случаев они будут отличаться меньшей окрашенностью, по сравнению с кардиоидными аппаратами, а значения пролития будут несущественными. Учтите, что недорогие всенаправленные микрофоны могут приобретать еще какую направленность по высоким частотам. В этом случае звуковой источник следует держать по их оси.
14. Известно, что чем ближе направленный микрофон к источнику, тем больше усиливаются низкие частоты. Эту особенность можно использовать для «нагревания» звука без помощи эквалайзера.
Если же источник двигается, микрофон наоборот не стоит размещать в непосредственной близости от него: это может отрицательно сказаться на характере звука. Танцующие вокалисты и покачивающиеся гитаристы могут создать большие проблемы, ведь контролировать их практически невозможно.
15. На итоговое качество Вашей записи отчасти влияет и качество Ваших микрофонов. Вместе с качеством аппарата потенциально повышается и точность записи, и ее филигранность. Стоимость по-настоящему профессиональных микрофонов варьируется в среднем от 800 до 1500 долларов и выше. В бюджете домашних и проектных студий эта сумма занимает значительное место.
16. Поэкспериментируйте с размещением микрофона. Пробуйте разные варианты, не торопясь, вдумчиво. Не поленитесь послушать источник звука со всех сторон, постарайтесь определить, на каком расстоянии и под каким углом можно получить оптимальное звучание.
При перемещении микрофона на один дюйм может произойти радикальное изменение звука. Правильное размещение – это, конечно, еще не гарантия гениальной записи, но Вы должны постараться сделать все от Вас зависящее в этом направлении.
17. Помните, что главной задачей эквализации является творческая трансформация звука, а отнюдь не его создание. Поэтому применять ее стоит только после того, как испробуете всевозможные варианты размещения микрофона или после его замены. Это, конечно, требует больше времени, но результат все оправдает.
Для уменьшения проникновения обратите внимание на положение микрофона и на выбор необходимой диаграммы направленности. На практике это действует намного быстрее, по сравнению с настройкой Noise Gate. Да и надежность, и эффективность при этом на порядок выше. Также не забывайте о советах по минимизации пролития в источнике, изложенных в пункте 12.
18. Чтобы проверить, насколько правильное разделение между микрофонами, послушайте каждый инструмент с громкостью, превышающей остальные. Допустимым считается проникновение хотя бы на 12dB ниже главного источника этого микрофона. Если такового не наблюдается, следует заново переставить микрофон и выбрать другую диаграмму направленности.
Можно также попробовать по-другому разместить инструменты или даже применить экранирование. В случае неэффективности всего выше предложенного можете уже поэкспериментировать с эквалайзером или гейтом. Но после окончания сессии постарайтесь все-таки узнать, что послужило причиной всего этого, чтобы не допустить повторения подобного в дальнейшем.
19. Существует одно практическое правило, суть которого заключается в том, что помещать микрофон следует на расстоянии, которое равняется наибольшему габаритному измерению источника. То есть, если речь идет, например, о контрабасе, то качественный звук нужно снимать с расстояния почти 2-х метров.
Для большинства акустических инструментов нужно некоторое пространство для собрания всех составляющих тембра в одно целое и в правильных пропорциях. Если микрофон разместить слишком близко, то качество звучания может пострадать из-за механических шумов, которые издают струны, смычки, клапаны и т.п. При этом будет искажаться баланс между обертонами и основными частотами.
20. Вокалисты, которые привыкли больше к живому выступлению, нежели к работе в студии, могут чересчур близко приближаться к микрофону. И как результат, в Вашей записи могут появиться нежелательные сибилянты, сопение, поппинг, «задранный» низ и плюс проблемы с влажностью.
Решить этот вопрос можно с помощью поп-фильтра, разместить который следует на расстоянии 10-15 см от микрофона. Существует и второй вариант: один микрофон отдайте в полное распоряжение вокалиста, второй разместите дальше на 20 см или на 15 см выше.
Обычно записывают со второго микрофона, как правило, это качественный конденсаторный аппарат. Но можно поступить иначе и, используя динамическую концертную модель, смикшировать звук первого микрофона со звуком второго. В результате Вы получите более интересный и немного агрессивный звук.
При записи барабанов не всегда целесообразно размещать микрофон бочки на стойке: если установка движется по полу, то может произойти контакт со стойкой, что в свою очередь спровоцирует «шок» микрофона.
Микрофон можно положить на подушку внутрь барабана, если, конечно, найдется отверстие в переднем пластике. Пробуйте разные положения микрофона, перемещайте его ближе или дальше от пластика и сторон корпуса. Ваша цель - получить качественный звук с правильным сочетанием щелчка колотушки и тела самого барабана.
В случае прекрасного звучания барабана при солировании, и плохого при комбинации с другими микрофонами, попробуйте исправить его фазировку или фазировку ближних микрофонов. Это особенно актуально при комбинировании микрофонов ниже и выше малого барабана.
В работе с рок-ударными важно правильно сбалансировать близкорасположенные микрофоны. Потом можно добавить оверхэды для улучшения ясности тарелок. В процессе записи живого или джазового звука основой для главного баланса возьмите оверхэды. А создать небольшой дополнительный центр можно с помощью близкорасположенных микрофонов.
В любом случае сделайте все возможное для соответствия стереопозиционирования близкорасположенных микрофонов с показателями оверхэедов.
________________________________________
Автор: Хью Робджонс | Перевод: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии