Акустическое оформление домашней студии

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Акустическое оформление домашней студии

Качественная запись, сведение и мастеринг без надлежащей акустической отделки студии невозможны. Это, я думаю, известно всем и касается не только профессиональных студий, а студий любого класса, в том числе и домашних, о которых пойдёт речь в данной статье.

Вы, возможно, подумаете, что эта статья – сплошная теория, в частности физика, математика и прочая ерунда. Но, спешу вас обрадовать – этого не будет! Данная статья – лишь собрание общих советов и рекомендаций по акустическому оформлению домашней студии, опробованных мною лично на практике.

Итак, поехали…

Шумоизоляция

Хотя шумоизоляция и акустическое оформление – понятия разные, они всё же сильно связаны: одно без другого не возможно. Поэтому прежде чем приступать к акустической отделке, необходимо решить проблему посторонних шумов.

Конечно, полностью избавиться от всех существующих шумов в домашней студии нельзя, так как полная шумоизоляция – процесс длительный, дорогостоящий и хлопотный.

Я выделяю два главных источника посторонних шумов в домашней студии.

1. Компьютер. Увы, но сегодня без него не обходится, пожалуй, не одна домашняя студия, а, следовательно, наличие гудящего системного блока просто неизбежно.

Но что с ним делать, если без него, ни как? Есть только три варианта: заменить в нём систему вентиляции на менее шумную (например, водяную), изолировать его щитами (о них позже) или вынести в его другую комнату.

2. Транспорт. Я хорошо знаком с серьёзностью этой проблемы, так как моя студия находится на расстоянии примерно 150 м от железной дороги федерального значения, по которой поезда ходят раз в несколько минут.

Прежде следует знать, что главными приёмниками постороннего шума с улицы являются окна и двери. Следовательно, чтобы защититься от любых источников шума находящихся за пределами студии, нужно позаботиться о звукоизоляции дверей и окон.

Лучший способ – это установка качественных современных окон и дверей, которые обладают отличными звукоизолирующими характеристиками. Но с другой стороны это достаточно дорого, так как хорошие стеклопакеты и двери стоят не дёшево.

В таком случае выход есть. Это – шторы. Конечно, любые занавески в той или иной степени помогут в борьбе с шумом, однако следует понимать, что эффективность данного метода ниже в разы.

Акустическое оформление

Акустическое оформление домашней студии начинается с мебели. Возможно, кто-то сочтёт это странным, но мебель в домашней студии является её главным акустическим корректировщиком.

От того какая мебель, в каком количестве и как расставлена в помещении сильно зависят его акустические характеристики.

Я всегда был и остаюсь сторонником «мёртвой» акустики применительно к домашней студии, поэтому и вам рекомендую создать именно «глухое» помещение, то есть с отсутствием любых отражений звука.

В этом вам поможет любая мягкая мебель: диваны, кресла, кровати, а так же, например не застеклённые книжные стеллажи вместе с книгами.

В то же время шифоньеры, шкафы-купе, серванты, трельяжи, зеркала и подобная мебель с плоскими гладкими поверхностями наоборот будет отражать звук. От такой мебели желательно избавиться.

Мебель в комнате расставлять можно множеством способов, но главное, её следует ставить не бездумно, а с расчетом на то, где будет размещен рабочий стол, и где будут стоять микрофоны во время записи.

Стоячие волны

Главная проблема (если не считать отражения), с которой вы столкнётесь в процессе акустического оформления вашей студии — это стоячие волны — колебания, возникающие в результате наложения на прямую волну отраженной, идущей в обратном направлении.

Чтобы проще было понять, скажу, что при столкновении прямой волны и волны, отраженной от стены, они усиливают друг друга, и следствием всего этого являются резонансы, возникающие на определённых частотах.

Стоячие волны – серьёзная проблема, с которой следует бороться. Главным образом стоячие волны мешают адекватному мониторингу из-за искажения частотного спектра, и таким образом не позволяют получить на выходе хороший сбалансированный микс.

Чтобы сократить риск возникновения стоячих волн и сократить количество уже имеющихся, следует избегать параллельных поверхностей в помещении. Конечно, полностью избежать их вряд ли удастся, но сократить их количество до минимума будет возможно.

Материалы для акустической отделки

Конечно, мебель и её расположение в комнате играют ощутимую роль, но одной мебелью добиться хороших результатов не удастся.

В любом случае вам придётся отделывать стены, потолок и пол, дабы сократить количество отражений до минимума и не допустить возникновения стоячих волн.

Вопрос, чем отделывать? Я выделяю пять вариантов, которые перечислю, начиная с наихудшего.

1. Яичные лотки. Не самый эффективный материал, зато дешёвый и доступный.

2. Шторы. Более эффективный материал, чем яичные лотки, но менее удобный, так как вам вряд ли удадутся какие-либо эксперименты с их расположением в комнате, как впрочем, в случае и с яичными лотками.

3. Ковролин. Этот материал заметно более эффективный, нежели два предыдущих, к тому же он и не дорогой.

4. Поролон. Обладает отличными звукопоглощающими свойствами. К тому же он не слишком дорог, и бывает самых разных форм, размеров и цветов.

5. Специальные акустические материалы. Покупка спецматериалов – пусть и самый дорогой, зато самый эффективный вариант. Спецматериалы на то и спецматериалы, что предназначены не для красоты, уюта и хранения яиц, а для акустической отделки помещений.

Сейчас существует немалый выбор самых разных материалов, для самых разных целей, но обратная сторона в том, что спецматериалы стоят недёшево, а если ещё и будут расположены в комнате неправильно – то это будет просто неразумная трата денег.

Поэтому подумайте, если вы готовы потратить деньги на покупку качественных спецматериалов, то может быть тогда уже стоит заказать акустический проект в специальной фирме?

Акустические щиты

Акустический щит – это специальная переносная перегородка, предназначенная для изоляции исполнителя с микрофоном от посторонних звуков.

В домашних студиях их почти не встретишь, но, тем не менее, они могут оказаться весьма полезными. Применять или не применять их в своей студии – решать вам.

Хорошие профессиональные щиты стоят дорого, но в то же время, если они нужны, а бюджет ограничен – их можно сделать самому.

Сделать щиты самому не сложно. Стандартный щит в целом представляет собой плиту, каркас которой выполнен из твёрдого материала. С одной стороны лист обивается звукопоглощающим материалом, например ковролином или поролоном, а с противоположной, наоборот звукоотражающим, например линолеумом.

Следовательно, если отгородить такими щитами, например стойку с микрофоном, то есть звукопоглощающими сторонами к микрофону, а звукоотражающими соответственно от него, мы не позволим посторонним шумам проникать в микрофон.

В любом случае, наличие щитов, особенно при достаточно большом помещении – большое преимущество перед их отсутствием, поэтому если возможность сделать или купить щиты у вас есть – не упускайте её.

Заключение

Конечно, одной статьёй описать процесс акустического оформления даже скромной домашней студии нереально. Для этого потребовалась бы как минимум серия статей, а то и целая книга.

Главное, помните, что качественная запись в помещении с плохой акустикой невозможна, поэтому знайте, что создание собственной студии должно начинаться именно с шумоизоляции и акустического оформления.

Если у вас есть выбор между помещениями – выберите наибольшее по размеру, а так же наиболее тихое, смотрите на расположение помещения относительно оживлённых городских улиц и железных дорог.

Вдумчиво подходите к выбору акустических материалов и самому процессу акустической отделки. Помните, что следует избегать параллельных поверхностей, чтобы избежать возникновения стоячих волн.

И последнее – заранее продумывайте место для рабочего стола и микрофонов, чтобы с этим расчётом проводить акустическое оформление.

acoustic-688___________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!


Комментарии 

0 03.05.2012 17:44 Роман Викторович
Благодарю за информацию!
0 21.06.2012 11:14 Игорь
У меня USB звуковая карта. Если выносить системник за приделы студии, увеличится длинна кабеля. Есть ли какие-то ограничения на длину USB кабеля? Я хотел всё что не использует микрофон писать через основной компьютер, а при записи в микрофон ставить ноутбук, рядом с микрофоном клавиатуру и видеомонитор 15" для управления и контроля.
0 01.09.2015 10:28 Rimma
Прочитала Вашу статью, послушала консультантов "Время комфорта" - теперь надо решать какую акустику ставить.
Спасибо Вам за подробную информацию
0 06.10.2016 21:11 CCarter
а можно ли сделать мертвую акустику в помещении 2х1,7?