20 советов по сочинению песен

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

20 советов по сочинению песен

Практически все творческие личности, занимающиеся сочинением песен, рано или поздно сталкиваются с проблемой: откуда дальше черпать свое вдохновенье. Им кажется, что все их усилия напрасны и не приносят желаемых результатов. Всем, оказавшимся в подобной ситуации, несомненно, помогут некоторые идеи Дебби Пойзер, изложенные ниже.

Сочинению песен почти что нигде не учат. Для многих музыкантов это инстинктивный процесс, который зависит от состояния души и вдохновенья. И действительно,  в большинстве случаев такой подход позволяет добиться отличных результатов. Но почему бы не попробовать сделать хорошую вещь идеальной?!

Если Вы поймете, что Ваше мастерство зависит не только от каких-то мистических явлений, которые Вы не способны контролировать, то относительно легко сможете подняться на новый профессиональный уровень в своем ремесле. Несомненно, Вы должны обладать какой-то долей таланта, но при желании Вы можете усовершенствовать свои навыки подобно тому, как отшлифовывают свое мастерство в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

Далее последуют 20 советов, которые заставят Вас задуматься о некоторых аспектах  работы композитора, и помогут вылезти из трясины музыкального застоя.

1. Если у Вас получилась аккордовая последовательность, которая полностью отвечает Вашим запросам для какой-то определенной части песни, но в то же время Вы не понимаете, в каком направлении продолжать работу, то в этом случае можно поэкспериментировать с полным изменением последовательности аккордов и применить это в новой части.

В большинстве случаев такой поход отлично срабатывает, но если этого не произошло, то можно поменять местами только часть аккордов. Так же можно попробовать увеличить вдвое продолжительность всех аккордов и посмотреть, «зацепит» ли это Вас. Делением пополам длительности нот в припеве можно добиться возникновения  ложного впечатления ускорения темпа.

2. Если для создания музыки Вы всегда используете клавишный инструмент, то не поленитесь и попробуйте поиграть на гитаре. Кто знает, может, старые «блатные» аккорды вдохновят Вас на создание новых шедевров.

Если же в своем ремесле Вы наоборот не расстаетесь с гитарой, присядьте за фортепьяно или другой клавишный инструмент и поэкспериментируйте с интересными  мелодиями, о которых Вы бы и не вспомнили  в обычном режиме работы. Еще один вариант: при создании куплетов попробуйте использовать клавишный инструмент, а при написании припевов – гитару.

3. Напишите перечень ориентировочных названий песен и поместите его на видном месте, например, на стене. Услышав интересное словосочетание или выражение, не полагайтесь только на свою память, добавьте их лучше в список и в дальнейшем используйте для создания нового материала.

4. Экспериментируйте с разными музыкальными размерами. Если Вы никогда не писали, например, в размере 3/4, то попробуйте поработать именно с ним.

5. Интересуйтесь песенным творчеством других народов. Особенно обратите внимание на классические произведения, хотя не стоит забывать и о лучших работах современных авторов.

Постарайтесь понять, какие именно детали  классической песни сделали ее шедевром, и уловить мельчайшие особенности аранжировки и структуры произведения. Фокусируйтесь на том, что Вам действительно нравится, и не беспокойтесь о нравственном аспекте. Ведь Вы не воруете – Вы просто обучаетесь. В кинопроизводстве такой подход практиковался на протяжении многих лет, и никто этого не скрывал.

6. Поупражняйтесь со своими любимыми произведениями. Можно, например, сочинить новые слова для полюбившейся песни или написать новую мелодию под существующий текст.

Выберите какой-то фильм, не имеющий саундтрека, и напишите саундтрек для него. Можно также сделать альтернативную тему. Ознакомьтесь с классической песней незнакомого лично Вам жанра и попробуйте написать свое произведение в таком же стиле, но, не копируя при этом само содержание.

7. Всегда имейте при себе записную книжку, в которую можно в любой момент записать дельную мысль, посетившую Вас в процессе занятий текущими делами.

8. Если при создании мелодий Вы привыкли использовать большое количество аккордов, то попробуйте поупражняться только с тремя. Вы сможете понять, насколько хватит Вашей фантазии при таком ограниченном выборе. Если же Вы наоборот работаете, максимум с тремя аккордами, попробуйте для разнообразия поэкспериментировать, например с шестью.

9. Если Вы не знаете, с чего начать написание текста к какой-то определенной песне, попробуйте воспроизвести на бумаге или в компьютерном документе все словесные и эмоциональные ассоциации, возникающие у Вас по этому поводу. Этот метод поможет Вам по-новому посмотреть на эту тематику.

10. Несмотря на определенную сложность создания рифмованных текстов, не стоит пренебрегать рифмовкой. Упорные занятия помогут Вам научиться создавать рифму, способную, по словам известного поэта-песенника Janisа Ianа, загипнотизировать и самой пробиться в слушание.

Хорошая рифма, как верно заметили другие, позволяет слушателю ощутить спокойствие и уверенность, дарит чувство безопасности. Конечно, не во всех песенных произведениях будет актуальным именно рифмованный текст, но стоит обратить внимание на то, что рифму предпочитают многие из гениев музыки, а значит, это того стоит.

Тем не менее, делая рифмовку, не перестарайтесь. Ведь «кривая» рифма может вызвать раздражение у слушателей и отвлечь их внимание от главного. Не зацикливайтесь на неудачной рифме, забудьте ее и пробуйте все сначала.

11. Используйте в своей работе словари. Словарь рифм позволит Вам найти рифму к самым трудным словам без умственных потуг вспомнить все подходящие словоформы. Чтобы сделать более интересными и разнообразными свои стихи, используйте также словарь синонимов, который является незаменимым помощником для поэтов-песенников.

12. Применение сложных второстепенных вокальных линий сделает Вашу работу более профессиональной. Покорное следование за фразами лидер-вокала не всегда себя оправдывает. Ведь именно в этой области возникает тесная связь между аранжировкой и сочинением песни.

13. Не пожалейте средств на литературу и пособия соответствующей тематики, которые активизируют мысленные процессы в Вашей голове и поведают о многих интересных вещах, неизвестных Вам.

14. Приобретите папку или компьютер и заносите туда все свои записи, связанные с сочинительством. Ведь как будет обидно, если в нужный момент Вы не сможете найти потенциально «золотую» идею или заметку, записанную на каком-то бумажном клочке.

Пусть в Вашей папке всегда будет чистая бумага и заправленная ручка, тогда Вы в любую секунду сможете записать очередную гениальную идею.

15. Если в своей работе Вы используете секвенсор, включайте его на запись и во время неторопливых раздумий за клавиатурой инструмента. Не рассчитывайте особо на свою память, нет никакой гарантии, что в нужный момент она вас не подведет и выдаст на-гора все удачные моменты, наигранные Вами.

16. Не секрет, что каждая коммерческая песня должна чем-то «цеплять» слушателя. И, в идеале, таких зацепок должно быть несколько. Это позволит постоянно подпитывать интерес слушателя.

Уже в процессе создания песни думайте о гитарных и басовых рифах, фортепьянных ходах между линиями произведения, о ярком изменении аккордов во время перехода с куплета на припев или при обычном состоянии ведущего вокала. Тогда, создавая демо-запись, Вы уже будете иметь хороший старт для аранжировки.

17. Не забывайте об интересных моментах динамического и ритмического характера в Ваших песнях. Не держите их на одном уровне, пусть они поднимаются максимально вверх и затем спадают. Если куплет состоит в основном из коротких слов в непостоянном ритме, то в припеве рекомендуется применение долгих и продолжительных нот.

Не делайте куплет и припев одинаковыми по длине, чередуйте длинные и короткие части, иначе структура Вашего произведения рискует стать слишком предсказуемой и банальной для слушателя.

18. Совершенно очевидно, что намного лучше получается делать то, что дается Вам легче всего. Но если использовать этот принцип постоянно, то Вас ждет плачевный результат: все песни будут похожи друг на друга.

19. Задумайтесь о соавторстве, которое может принести новые мелодические и лирические нюансы в ваши произведения.

20. И, наконец, если Вам не помогло ничего из выше перечисленного - воспользуйтесь современными технологиями. Вам могут помочь различные программы для алгоритмической композиции – автоаранжировщики или, в крайнем случае, арпеджиаторы.

Баннер для страниц_______________________________________

Автор: Дебби Пойзер | Перевод: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!


Комментарии 

0 12.06.2012 23:49 Дима
Где ссылка на оригинал?