Книга "Акустическое оформление домашней студии"

Сочинение музыки. Часть 1

Большинство людей используют для написания песен весьма схожие способы. И те, кто пишет музыку, и те, кто занимается написанием только стихов, задействуют в этом процессе свой инструмент и импровизируют до тех пор, пока они не наталкиваются на что-нибудь хорошее.

Они предпочитают сфокусироваться только на цели иметь завершенную песню вместо того, чтобы уделить больше внимания широкому выбору доступных способов сочинения музыки.

То есть эти люди сосредотачиваются на завершенном предмете (песне, которую они хотят записать), а не на процессе (способы и методы, которые могут быть при этом задействованы). Сразу после того, как они решают написать новую песню, они начинают работать с использованием одного способа, который является самым простым и не требует приложения особых усилий — импровизируют на своих инструментах.

Чтобы проиллюстрировать примеры, рассмотренные ниже, давайте предположим, что ваш основной инструмент — это электрогитара. Каждый способ и метод написания песен, как всегда, имеет свои плюсы и минусы. Вот перечень явных преимуществ и недостатков, присущих способу импровизации на инструменте.

Преимущества:

  • Он является самым легким способом написания песен.
  • Вы можете приступить к работе сразу же, не отвлекаясь на какое-либо предсочинительское планирование или цель.
  • Вы можете применить плюсы естественных возможностей гитарного звука, навыков игры, звукового диапазона, количества звуков, которые можно сыграть одновременно, динамического диапазона, артикуляции и пр.
  • При условии, что вы являетесь достаточно хорошим гитаристом, вы можете легко сочинять естественную для гитары музыку.
  • Вы, наверное, имеете, по крайней мере, базовые навыки владения гитарой, так что в большинстве случаев воплощение ваших гитарных идей в жизнь не вызовет у вас особых затруднений.
  • Поскольку большая часть сочиняющих (в т. ч. многие профи) отдают предпочтение этому способу, результаты ваших творческих усилий могут напоминать некоторые вещи, которые были созданы до вас и стали успешными хитами.

Недостатки:

  • Вы ограничиваетесь естественными возможностями гитарного звука, навыков игры, звукового диапазона, количества звуков, которые можно сыграть одновременно, динамического диапазона, артикуляции, и пр.
  • Вы, наверное, применяете некоторые идеи, уже задействованные вами ранее при сочинении других песен.
  • Чувствуя себя только гитаристом, а не композитором, можно довольно легко угодить в ловушку.
  • Вы можете выявить, что большую часть работы в процессе сочинения берут на себя ваши руки, а не ваш по-настоящему творческий мозг…

Использование исключительно этого способа ограничит диапазон вероятных музыкальных результатов. Не обязательно из-за непорядка с гитарой или с вами.

Любой отдельный способ написания песен ограничивает.

От вас потребуется действительно упорная работа, чтобы выжать из него всё, что только возможно. Безусловно, применение разнообразных способов гораздо целесообразней, чем использование только одного. (Я рассмотрю другие способы написания музыки в последующих статьях).

Возьмите свой инструмент и начинайте импровизировать. Проанализируйте, что вы обычно делаете. Каким способом вы, как правило, начинаете? Вы сразу же пытаетесь написать мелодию? Или все же сначала беретесь за аккорды? Ниже приведен список идей, которые вы можете применить для начала.

Начните сначала с мелодии

В этом случае, определитесь, будет ли та мелодия, которую вы пытаетесь создать, вокальной или исключительно инструментальной.

Это играет важную роль, потому что вокальные мелодии нуждаются в пространстве для певца, кроме того, вы должны учитывать тот факт, что певцы обладают гораздо более узким звуковысотным диапазоном, по сравнению с большинством инструментов. Никогда не забывайте об этом при сочинении мелодии.

Поразмышляйте над мелодическим рисунком (линеарностью/мелодическим движением) своей мелодии.

Присутствует ли выраженная кульминация (наивысшая точка)? Где ее место в мелодии?

Начните сначала с аккордов

Сначала займитесь выбором тональности. Придерживаться этой тональности на протяжении всей песни совершенно не обязательно, но рекомендуется, по крайней мере, начать в одной определенной тональности. При желании вы можете отклониться от нее попозже.

Проанализируйте аккордовую прогрессию, где расположены точки нарастания и спада напряжения? Наилучший ли порядок размещения этих моментов?

Начните одновременно с аккордов и мелодии

Мне весьма по душе этот подход. Начинайте с отдельного аккорда и ноты или фразы, сразу после добавления следующего аккорда и ноты мелодии запишите их вместе.

Экспериментируйте, изменяя аккорд, а не мелодическую фразу. Экспериментируйте, меняя мелодическую фразу, а не аккорд.

Начните сначала с ритма

Проанализируйте типы ритмических рисунков, которые вы, как правило, используете. Один из них может оказаться именно тем, чего вам не хватает в новой песне.

Экспериментируйте с вариациями на своих любимых ритмах. Например, обычный ритмический рисунок можно сыграть в обратную сторону.

Создайте совершенно новую вещь. Категорически запретите себе использовать любимый ритм в идее новой песни.

Очень часто начинающие композиторы не уделяют должного внимания таким музыкальным элементам, как динамические оттенки, фактура и форма.

Рекорд-лейблы пользуются услугами аранжировщиков, чтобы улучшить качество песен, созданных авторами. Звукорежиссеры тратят свое время и деньги артиста, стараясь сформировать песни в этих трех сферах, которым композиторы не уделяют достаточно времени и усилий.

Многим легко дается написание мелодий и соединение аккордов, в то время как динамические оттенки, фактура и форма вызывают у них затруднения.

Начните сначала с динамики

Если динамические оттенки, хоть в какой-то мере присутствуют в ваших размышлениях во время сочинения каждой части песни, вы уже впереди многих.

Планируйте динамику каждой части вашей новой песни. Какие части будут более громкие, а какие — тихие? Как вы сформируете плавные переходы между ними? И настроены ли вы на плавные переходы?

Начните сначала с тембра

Сделаете разнообразным использование инструментов, в результате чего вы получите звучание, которое раскрасит яркими цветами вашу музыку. Сразу же после написания мелодии экспериментируйте с различными тембрами, которые вы можете использовать для ее исполнения.

Даже при сочинении песни только для одного инструмента, каким образом вы можете добавить новые оттенки в звучание этого инструмента? К примеру, на гитаре звукоизвлечение около бриджа позволяет получить совсем другой звук, чем игра у грифа.

Начните сначала с фактуры

Тип мелодий, сочиняемых вами, может зависеть от плотности и тембра звука. Подумайте, какие изменения могут вноситься в плотность фактуры от части к части. Какой музыкальный эффект вы получите в результате?

Отдельная гитарная партия может сориентировать вас на написание пассажей типичных для гитаристов, однако в случае использования гитары для сочинения клавишной партии ваш подход часто будет и, наверное, должен быть абсолютно иным.

Начните сначала с формы

Начав с этого элемента, вы можете получить чудесный результат и избежать многих затруднений в процессе сочинения музыки. Не уделив должного внимания форме (согласованности частей песни) в начале процесса сочинения, вы рискуете оказаться в тупике немного позднее.

Если кажется, что записанные вами различные части песни не составляют единое целое, это может быть результатом недостаточного внимания к форме в начале процесса сочинения.

__________________________________________

Автор: Том Хесс | Перевод: Ирина Кипаренко
Источник: www.tomhess.net
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Комментарии 

0 29.07.2013 14:32 Alexey
Спасибо!
Цитировать
0 04.10.2013 13:42 Святослав
чЁТКО!
Цитировать
0 05.02.2014 16:51 Pook
Спасибо Tom Hess'у за статью...
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить