Заметки о написании песен
Единственное правило, которого стоит придерживаться в процессе написания песен, — это то, что мы обычно называем «слушать своё сердце».
С одной стороны, выражение говорит само за себя и не требует дополнительных разъяснений, и если вам и так всё понятно, нет нужды в дальнейшем чтении; однако, с другой стороны, в виду своей размытости фраза не говорит толком ничего об обсуждаемом процессе.
Поэтому я попытаюсь избегать столь абстрактных и противоречивых формулировок, обращая внимания на действительно работающие рекомендации, что могут быть использованы на практике.
1. Не бегите за рифмами и ритмами: не они главные элементы песни. В принципе, о рифме можно вообще забыть, ведь мы имеем дело со стихами. Кроме того, слова и строки могут быть спеты медленней или быстрей в зависимости от стиля песни; вы можете начать петь конкретную строку за долю до начала такта, вместе с первой долей такта или даже после неё, при этом не будем исключать возможность «проглотить» ноту, а также её протянуть.
Единственная цель здесь заключается в достижении полноты передачи ваших мыслей, эмоций, мечтаний, устремлений и т. д.
Пример:
Я изгой, и заказан мой путь в никуда,
Я отшельник, что ходит по кругу,
Мне бы выпить отравы из горя реки
И внимать полоумным речам.
2. Меняйте порядок слов. Написанию песен характерна такая особенность лирического искусства, как возможность отходить от установленных канонов и норм: стандартные лингвистические правила грамматики, произношения, порядка слов и др. тут не играют ключевой роли — напротив, исполнителю даётся возможность закрыть на них глаза.
Таким образом, вы спокойно можете менять местами слова или их сочетания в предложениях так, как бы это не представлялось возможным где-либо ещё. Более того, некоторые слова в иностранных языках (например, артикли) могут быть исключены из текста песни вообще.
Пример:
В лесу одна среди волков
Блуждала тень, и крики сов
Их гнали дальше всё на юг,
Где холода — в пустыню вьюг.
3. Подбирайте синонимы и метафоры. Пытайтесь подобрать наилучшее слово или словосочетание изо всех допустимых к применению в каждом конкретном месте. Также используйте всяческие виды метафор (эпитеты, сравнения, гиперболы и т. д.) — просто подключайте своё воображение. Этим вы добавите красок, привлекательности своим песням, и они станут гораздо богаче и разнообразнее.
Вселите в песню душу, позвольте ей обрести красоту, и чем более вариабельной и нетрадиционной она будет, тем её прослушивание станет более интересным и притягательным для публики.
Пример:
Рука её так холодна,
Как мрамор, губы — струйки льда,
И взор её такой немой
Тебя манит своей зимой.
4. Записывайте свои идеи. Где бы вы ни были, и что бы ни делали, всегда запоминайте, а лучше — записывайте все посещающие вас мысли, идеи или мимолётные ощущения, а когда наберётся полный блокнот таких вот разрозненных фраз, они прекрасно лягут в новый стих или скрасят уже существующие.
Пример:
…дом — место, в котором сердце бьётся в ритме любви…
…а что было бы, если б солнце не существовало? Тогда бы мы не знали, где ночь, а где день…
…люди всегда думают только о себе…
…только «под мухой» нельзя понять всю сложность ситуации…
Конечно, советов в написании лирики можно дать гораздо больше, но именно упомянутые стоит назвать самыми важными и полезными, поскольку не единожды их эффективность была доказана практическим путём. Уверен, сия заметка обязательно пригодится вам в ходе написания песен или просто стихов.
Автор: Евгений Шереметьев
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии