Шит-контроль. Что это такое и как его правильно применять?

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Шит-контроль. Что это такое и как его правильно применять?

shit-контроль

О шит-контроле вы, возможно, знаете. По крайней мере, наверняка хотя бы примерно знаете, что это такое. В действительности информации об этом довольно мало, что и побудило меня написать статью и рассказать о том, что такое шит-контроль и как его следует применять.

Что есть шит-контроль?

Слово «шит» (англ. shit), в переводе означает, уж простите меня, «дерьмо». Ну а контроль — это, собственно, система контроля, мониторинг. То есть, грубо говоря, шит-контроль = говноконтроль. Впрочем, думаю, это разъяснение было бы не обязательным.

Однако по части того, что конкретно является шит-контролем, пояснение необходимо.

1. В первом случае к шит-контролю причисляется какая-либо дополнительная система мониторинга, которая используется вдобавок к основной. Обычно это пара недорогих (а зачастую еще и маломерных) студийных мониторов ближнего поля. Такое встречается почти в каждой профессиональной студии уровнем выше среднего.

2. Во втором же случае к шит-контролю относят вообще любую бытовую звуковоспроизводящую аппаратуру, на которой предположительно будут слушать музыкальный продукт его потенциальные потребители. То есть этим может быть фактически всё, что угодно.

Что из этого использовать в студии, каждый решает для себя сам, но лично я настаиваю на необходимости использования шит-контроля обоих типов.

Для чего это нужно?

Наличие в студии шит-контроля, по моему мнению, необходимо вот почему.

1. В первом случае, если речь идет о профессиональной студии с высококлассной системой контроля, наличие шит-контрольных мониторов позволит взглянуть на звук по-другому.

Высококачественные мониторы в условиях грамотно спроектированной контрольной комнаты (особенно если это мониторы среднего/дальнего поля) дают очень прозрачное и детализированное звучание. Работая на такой системе, вы будете слышать практически все мельчайшие нюансы микса, все его огрехи, помарки и прочие детали. Но в то же время обилие таких вот мелочей будет мешать восприятию звуковой картины в целом, когда нужно оценить общее звучание микса, а не отдельных его частей.

Дешевые же мониторы имеют в себе недостаток, который в данном случае выступает как преимущество.

Они не обладают такой детализацией, как мониторы высокого класса, но обладают достаточно ровной амплитудно-частотной характеристикой и дают, соответственно, вполне себе ровный и сбалансированный звук, хотя и ощутимо менее качественный.

2. Во втором случае, воспроизведение на бытовой акустике даст вам представление о том, как микс будет звучать у его потенциального слушателя.

Кому это надо? Кому это нужно?

1. В первом случае — любой студии с основным мониторингом уровня выше среднего. Особенно если основной контроль представлен системой среднего и/или дальнего поля.

2. Во втором случае — любой студии с мониторингом любого уровня.

Что выбрать для шит-контроля?

1. Если говорить о шит-контроле как о системе мониторов, то для этих целей подойдут практически любые недорогие мониторы ближнего поля.

Допустимо использовать для этих целей как мониторы среднего класса, так и бюджетные. Главное отдавать предпочтение тем, что дают максимально ровный и минимально окрашенный звук.

Из бюджетных моделей в качестве шит-контроля могу порекомендовать, например, Yamaha HS5 как наиболее недорогой и качественный для своей стоимости вариант.

Yamaha HS5

Мониторы эти, конечно, маленькие, бюджетные, но звучат вполне честно и натурально для своей цены. Для шит-контроля — самое то.

Кстати, в профессиональных студиях еще можно часто встретить классические Yamaha NS-10M.

Yamaha Ns-10

Да, эти, казалось бы, легендарные и, не побоюсь сказать, самые популярные мониторы в мире используются как шит-контроль. Но это вовсе не говорит о том, что Yamaha NS-10M — дерьмо. Как раз-таки нет — они дают очень хорошо сбалансированное звучание, просто не такое детализированное, какое дают высококлассные системы контроля.

2. Если говорить о шит-контроле как о какой-либо бытовой акустике, то для этого можно использовать, в принципе, что угодно. Но я бы рекомендовал отдавать предпочтение тому, на чём с большей вероятностью микс будет прослушиваться его конечным потребителем.

Учитывая, что таких систем существует довольно много, желательно иметь в студии несколько различных вариантов.

1. Стереосистема

стереосистема

У меня таковым, например, выступает маленький музыкальный центр LG. Но можно использовать и не именно музыкальный центр, а вообще любую стереосистему, включая компьютерные колонки с сабвуфером.

2. Моносистема

колонка

Здесь лучшим вариантом будет любая портативная монофоническая колонка. Сейчас это очень популярное и дешевое средство воспроизведения музыки. Особой популярностью такие бумбоксы сейчас пользуются среди молодежи.

Я использую пару таких разных bluetooth-колонок, звук на каждую из которых транслирую без всяких проводов через обычный bluetooth-передатчик, вставленный в USB-порт компьютера. Очень удобно.

3. Шит-наушники

наушники

Несомненно, в качестве дополнения к основному мониторингу микс следует периодически слушать и в студийных наушниках. Но чтобы понять, как результат будет звучать в наушниках конечного слушателя, не лишним будет послушать именно в наушниках бытовых.

Просто обзаведитесь несколькими парами недорогих «ушей», стараясь выбирать максимально разные по своим свойствам и характеристикам варианты.

У меня для этого есть наушники практически всех разновидностей, начиная от «одноразовых» затычек и заканчивая почти студийными «слонами» AKG.

Как правильно использовать?

Но иметь в студии шит-контроль — это еще полдела, а то и меньше. Куда важнее научиться им правильно пользоваться. И об этом далее.

1. Шит-контроль — для оценки общего звучания

Если мы говорим о шит-контроле как о системе дополнительных мониторов, то надлежит помнить следующее:

На шит-контрольных мониторах следует слушать только общую звуковую картину.

Для всех деталей и их коррекции существует основная система контроля.

То есть, скажем, тонко отстраивать реверберационные хвосты у гитар, корректировать шипящие/свистящие на бэк-вокале или балансировать том-томы лучше на основном мониторинге. А слушать, например, совместное звучание ритм-секции или баланс вокала по отношению к миксу лучше на шит-контроле, так как он даст лучшее представление об общей звуковой картине, скрыв множество мелких деталей.

2. Слушайте на том, на чём будут слушать

Если мы говорим о шит-контроле как вообще о любой аудиосистеме, то здесь действует простое правило — слушайте на том, на чем предположительно будет слушать потом эту запись её конечный потребитель. И желательно — примерно на том же уровне громкости.

Конечно, этот совет можно счесть неоднозначным, но всё же.

Грубо говоря, вряд ли кто-то станет слушать, например, авангардный джаз на дешевой bluetooth-колонке. В то же время послушать на ней рэпчик, ориентированный на современных школьников — вполне разумный вариант.

3. Бытовой шит-контроль — только на этапе мастеринга

Да, я считаю, что на сведении ему не место и поясню сейчас почему.

На бытовом шит-контроле мы хотим услышать микс таким, каким его предположительно должен слышать конечный потребитель. Но на этапе сведения мы работаем с сухим миксом, не прошедшим никакой общей обработки, а потому и на бытовом шит-контроле будем слышать совсем не то, что получится после мастеринга. А ведь именно то, что получится после мастеринга, как раз и услышит конечный потребитель.

Поэтому на сведении такой шит-контроль не нужен, его применение допустимо только на этапе мастеринга.

4. Бытовой шит-контроль — для ознакомления

Одной из самых больших ошибок в применении бытового шит-контроля является ориентирование на то, что было из него услышано.

То есть, предположим, вы запустили мастер-фонограмму на какой-нибудь bluetooth-колонке и обнаружили, что вокал там слишком сильно «торчит», хотя на мониторах вроде всё звучало нормально. И что часто делает начинающий? Он возвращается к миксу и начинает пересматривать баланс. И это просто ужасная ошибка.

На основании звучания какого-то шит-источника вообще не следует делать каких-либо выводов и уж тем более не следует ничего исправлять и корректировать, заметив в звучании какие-то недостатки.

Каждое бытовое звуковоспроизводящее оборудование воспроизводит звук по-разному. Иногда даже прям совсем по-разному. И нет потому ничего удивительного, что где-то что-то вдруг зазвучит «не так». Это нормально.

С другой стороны, если одна и та же проблема всплывает на множестве разных источников, то это уже, возможно, и повод свой микс пересмотреть. Скажем, если вокала много не только при воспроизведении на bluetooth-колонке, но и в разных наушниках, на музыкальном центре, на смартфоне и даже в машине, то, вероятно, такая проблема и вправду есть.

С другой стороны, если на мониторах всё звучит совершенно нормально, проблема может быть и в мониторах. Они могут неправильно стоять по отношению к вам, акустика комнаты может быть плохой, а это всё может очень сильно искажать звучание.

Но всё равно следует помнить, что основной системой контроля в любой студии, вне зависимости от ее класса, должны быть контрольные мониторы. Всё остальное, включая и студийные наушники, — как дополнение.

5. Пользуемся, но не злоупотребляем

Использовать шит-контроль можно и нужно. Не нужно только им злоупотреблять. По крайней мере, если речь идет о бытовом шит-контроле.

Помните, что бо́льшую часть работы следует делать на основной системе мониторинга, ей же и следует максимально доверять. Обычно всё, что хорошо звучит на хорошей контрольной системе, потом также хорошо звучит практически везде. Разница может быть заметна в характере звука и часто лишь в каких-то конкретных его деталях.

Но периодически переключаться на другие источники звука всегда полезно, хотя бы даже потому, что это отличная профилактика «замыливания» ушей.

___________________

Ну а на этом всё. Надеюсь, моя статья была вам полезна. Как обычно напоминаю, что все вопросы вы можете задать мне лично по электронной почте Mail с пометкой в теме «Андрею Скидану». Пишите, буду рад ответить!

mixixng-688

___________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!



Комментарии 

0 27.03.2019 00:00 Александр Л
У меня домашняя студия с недорогими мониторами RCF Ayra 6. Мне они очень нравятся, но немного не хватает нижней середины, и я ее бывает лишку задираю. А вот в машине (Land Rover Discovery 4 - это важно, в других моделях того же Ленд Ровера звук уже другой) стоит хорошая музыка Harmann Kardon. И вроде бы приоритетными должны быть мониторы, но я заметил, что если песня хорошо звучит в мониторах, то это еще ничего не значит, а вот если и в машине, то она как правило хорошо звучит везде. Так что у меня этот случай скорее не шит-контрол, а файнл контрол.:) Но на всякий случай проверяю на всем, что под руку попадется.