Ответы на вопросы подписчиков — 34

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Ответы на вопросы подписчиков — 34

system-helpЗдравствуйте, Андрей. Как Вы относитесь к добавлению разных типов реверберации на разные инструменты при сведении одного и того же микса? Обязательно ли заботиться ли о том, чтобы они все были в едином акустическом пространстве, или для более эффективного управления планами можно пренебречь этим?

На этот вопрос меня сподвиг один ролик одного западного звукорежиссера, который при обработке вокала наложил на основной и бэк-вокал две разных реверберации — на основной это пластинчатый ревербератор с очень коротким временем затухания, а на непараллельные бэки, звучащие отдельно от основного вокала — более пространственный комнатный с большим хвостом естественно. Разумеется, для всех других инструментов микса у него тоже своя реверберация с несколько иными настройками. Звучит довольно неплохо, но насколько ли правильно это?

Да и не всегда, когда нужно такое звучание можно получить с помощью одного ревербератора. К тому же, у разных групп инструментов зачастую разные «потребности»: например применение предзадержки на барабанах раздваивает звучание, особенно при малой комнате, в то время как вокалу она очень необходима и это улучшает его читаемость. Пэдам например может понадобиться более пространственная реверберация, чем скажем гитарам.

Как думаете, насколько ли такой подход правильный?

Здравствуйте! Не вижу ничего плохого в использовании разных ревербераторов при работе с одним миксом. Это всегда дает больше возможностей для получения сбалансированного звучания. Главное здесь правильно подобрать реверберацию по тембру, потому как всегда важно, чтобы у слушателя сохранялось ощущение акустической обобщенности всех компонентов микса.

Но это не значит, что единое акустическое пространство возможно воссоздать лишь при использовании одного ревербератора для всех инструментов, пусть даже и в разном количестве для каждого. Вы совершенно верно подметили, что у разных групп инструментов разные «потребности», и реверберация, которая прекрасно подойдет для бэк-вокала, может совершенно не подойти, например, для хай-хета.

Лично я часто сочетаю в проекте 2-3 ревербератора, отличающиеся объемом и длиной хвоста, что позволяет мне обрабатывать как надо почти все компоненты, не боясь при этом получить «кашу» или «выпадения» инструментов из микса.

P. S. Вы написали: «Звучит довольно неплохо, но насколько ли правильно это?» — отвечу, что если это звучит неплохо, значит, вероятно, что всё сделано правильно.

system-helpРеально ли свести песню с помощью ручек громкости, панорамы и встроенного в программу эквалайзера, как Вы предлагаете в пункте ограничений к упражнениям?

Свести песню с помощью только лишь ручек громкости, панорамы и эквалайзера, конечно же, реально. Другой вопрос, что получить высококачественный результат при таких ограничениях будет сложнее.

Например, можно ли снять хорошее во всех смыслах видео, использую только одну единственную видеокамеру без зума, штатива и других аксессуаров? Конечно, можно.

Главное только понимать, что подобные ограничения имеют смысл именно при обучении, для тренировки, потому что именно в таких стеснённых условиях начинаешь работать на максимуме, выжимая из незначительных возможностей всё.

system-helpЗдравствуйте, Андрей. В своих видеороликах вы работаете в программе Nuendo. Это связано с привычкой, удобством или есть какие-то более серьёзные причины этого выбора? Почему не Cubase или Samplitude или Sonar?

Здравствуйте! Я работаю в Cubase/Nuendo, потому что, как вы подметили, привык. Начинал я, помню, еще с Cakewalk Guitar Studio, недолго потом работал в FL Studio, но потом очень вскоре перешел на Cubase/Nuendo и работаю с ними по сей день. Эти программы полностью удовлетворяют меня своим функционалом, поэтому пока что не вижу необходимости переходить на иное ПО.

system-helpМожно ли музыкальный стиль характеризовать как критерий вероятности получения хорошей или плохой музыки? То есть можно ли утверждать, что в таком-то стиле из-за его особенностей (тембры, интервалы, темп и т. д.) больше можно хорошей музыки написать и в таком-то меньше?

Как подкрепление вопрос: Вы можете среди классических произведений найти плохое с дурным вкусом? Если нет или очень мало, то не связано ли это с её сущностью и музыкальными установками (соблюдение законов классической гармонии, голосоведения, правил полифонии строго письма).

Я вроде не упёртый в какой-то один стиль, но есть стили, которые я не перевариваю хоть и пытался слушать (например, металл, дабстепп), а есть, которые могу слушать до бесконечности (диско например).

Как думаете не связано ли это с какими-то обобщёнными оторваными от стилей музыкальными и звуковыми характеристиками или, проводя аналогию с жизнью, ценностями и жизненными принципами, которые по хорошему неизменны в зависимости от обстоятельств подобно тому, как есть установки слушательского восприятия в музыке, которые также неизменны и если их большая часть присутствует в данном стиле или песне, то они кажутся хорошими, а если меньшая часть или нет, то плохими?

Надеюсь, не слишком загнул мысль. :)

Думаю, что каждый музыкальный жанр и стиль дает, в общем-то, равные возможности для написания как хорошей, так и не очень музыки. Плохие сочинения можно найти в любом без исключения жанре, в том числе и среди произведений классической музыки.

А то, что вы говорите о разном отношении к разным музыкальным стилям — это нормально. Вы не можете и не обязаны любить всё на свете. Как я, например, совершенно не люблю академический вокал во всех его проявлениях, а оттого не люблю и оперу как жанр (хотя даже и в ней можно найти некоторые действительно цепляющие меня произведения).

Я лично полагаю, что здесь есть и врожденная составляющая: кто-то обожает мясо, кабачки и ряженку, а кто-то их терпеть не может. Так и в случае с музыкой. Другой вопрос, что ту же ряженку можно со временем и полюбить, да еще и научиться в ней разбираться, чтобы употреблять только наилучшую.

system-helpВ чем особенность динамической обработки (компрессии) партий бас-гитары, сыгранных слэпом (например в стилях фанк или металлических соло, сыгранных слэпом), в отличие от тех, которые играются пальцами или медиатором, исходя из ее тембра?

Во-первых, очень важно подобрать правильное время атаки, потому как слишком короткая атака «съест» характерные щелчки от ударов по струнам, в то время как слишком большое время атаки может сделать звук излишнее острым.

А во-вторых, я рекомендую при обработке слэпа прибегать к методике серийной компрессии, то есть использовать разные приборы в одной цепи. Например, для сглаживания динамики лучше здесь применять многополосные компрессоры, которые в некоторых случаях дают лучший результат в RMS-режиме, не таком заметном как пиковый на слух.

А для подчеркивания атаки я рекомендую для начала попробовать однополосные эмуляторы ламповых компрессоров, которые дают приятный окрас и нередко «хлёсткость», что так важно для тембра слэп-баса.

system-helpЗдравствуйте. Как обрабатывать хор, хоровое пение, примерно как и вокал, или по другому?

Здравствуйте! То, как обрабатывать хор, зависит от множества обстоятельств, начиная от того, что́ это за хор, каково количество его участников, как он записан, и заканчивая тем, какой это стиль, какое звучание требуется получить и т. д.

Пожалуй, одно из наиболее выраженных отличий для большинства случаев в обработке хора от обработки сольного вокала состоит в несколько меньшем количеством работы с коррекцией динамики, так как динамический диапазон хорового пения обычно всегда заметно у́же, чем оный у сольного вокала.

system-helpВ Nuendo (Cubase) при создании проекта нет изначально мастер канала и его нужно создавать отдельно? Потому что в том же Audition при переходе в Multitrack режим он уже есть в начале сессии.

Мастер-канал в Cubase/Nuendo создавать отдельно не нужно — он по умолчанию есть и доступен в микшере, который вызывается клавишей F3. Другое дело — именно мастер-дорожка (мастер-трек) — вот ее, если нужно, можно создать, нажав в микшере кнопку W мастер-канала. После дорожка автоматически создастся, ну а кнопки R и W для чтения и записи автоматизации соответственно на ней вы сможете дезактивировать.

Баннер для страниц

___________________

Автор: Андрей Скидан

При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!