Война громкости

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Война громкости

Войной громкости называют царящие в музыкальной индустрии тенденции, к постепенному увеличению громкости музыкальной продукции. В основе этого лежит стремление выделить свою фонограмму, сделать ее более заметной на фоне остальных.

Война громкости – широко распространённое явление во многих сферах музыкальной индустрии, но особенно часто оно встречается в области радиовещания и записи альбомов преимущественно коммерческой направленности.

В последнем случае тенденции повышения громкости вызваны желанием музыкантов и их продюсеров выпускать музыкальный продукт с громкостью, превышающей громкость конкурентов.

С другой стороны существует и предел уровня, после достижения которого общую громкость можно будет увеличить только при помощи динамической обработки, непомерное использование которой всегда ведет к искажению звука и сжатию амплитуды сигнала.

Если немного углубиться в историю, то можно узнать интересные факты.

Было замечено, что более громкие фонограммы в музыкальных автоматах в большинстве случаев пользуются большим спросом, по сравнению с более тихими. После обнаружения этого интересного обстоятельства звукозаписывающие компании решили добавлять фонограммам громкости, чтобы повысить их конкурентоспособность.

Однако существующие на тот момент виниловые пластинки за счет своих физических особенностей не позволяли чересчур увлечься реализацией своих далеко идущих планов.

Как известно, виниловая пластинка – это лаковая поверхность с прорезанными в ней тонкими канавками, на которые и происходит вибрационная запись аналогового звука.

Важным этапом создания любой пластинки является мастеринг, при  котором происходит выравнивание всех фонограмм по уровню громкости и их размещение в порядке, отвечающем требованиям того или иного носителя.

В случае с винилом в процессе мастеринга нужно было особо тщательно искать равновесие между уровнем громкости и временем воспроизведения. То есть, увеличение громкости влекло за собой уменьшение количества канавок, способных зафиксировать более широкую амплитуду записи.

Эта проблема была особо актуальной для долгоиграющих пластинок, в которых одна сторона зачастую вмещала не более 20 минут записи. Так как один альбом включал в себя один, максимум два виниловых диска (что объяснялось стремлением к экономии на производственной стоимости), то в большинстве случаев в войне между громкостью и временем в итоге побеждало время.

В то время использовались только аналоговые компрессоры, и только применительно к каждому каналу многоканальной записи по отдельности. Однако некоторые студии начали использовать компрессоры, чтобы искусственно повысить уровень громкости до величин, намного превышающих средние показатели.
Мастеринг-инженеры «душили» динамический диапазон фонограммы так, чтобы уровень можно было раскачать до предела и при этом удержаться в рамках возможностей винилового носителя.

Такой мастеринг обычно использовался для синглов, у которых на каждой стороне пластинки была всего одна песня. В этом случае можно было прорезать канавки менее плотно, по сравнению со стандартными долгоиграющими пластинками.

А теперь давайте вернемся в наши дни и ответим на вопрос, почему же все-таки слушатели отдают предпочтение более громким записям?

Ответ прост. На способность человеческого звука воспринимать звуковые частоты влияет уровень давления звука. Большее давление способствует восприятию большего количества высоких и низких частот. Более громкую музыку комфортнее слушать в шумной обстановке, а звучание такой музыки на дешёвых бытовых аудиосистемах будет лучше, чем звучание музыки с меньшим уровнем громкости и большим динамическим диапазоном.

Все эти факторы в сочетании с желанием соответствовать современным тенденциям и привели к описываемой в этой статье войне.

Несмотря на повальное увлечение повышением громкости, эта практика сотни раз подверглась осуждению со стороны многих звукорежиссёров и музыкантов.

Многие также возмущены тем фактом, что большому количеству музыкантов навязывают против их желания записи с большей громкостью. В противовес им активные ветераны войны за громкость утверждают, что самим потребителям больше нравятся именно громкие записи, поэтому в этом нет ничего зазорного.

В завершении статьи стоит сказать главное, что в наше время война за громкость распространяется главным образом на музыку преимущественно коммерческой направленности. Обычно записи классической музыки и джаза в этой войне не участвуют.

Большинство записей, выпущенных сегодня на виниле, тоже не участвуют в этой борьбе, что объясняется, во-первых, техническими ограничениями самого формата, а во-вторых, узкой направленностью этого типа носителя в настоящее время.

То же самое касается и некоторых современных цифровых форматов с высокой разрешающей способностью, например SACD и DVD-Audio, выпуск которых ориентирован, в первую очередь, на меломанов и аудиофилов.

mastering-1-688_____________________

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!