Книга "Акустическое оформление домашней студии"

Методы производства компакт-дисков

Музыканты, которые планируют выпустить свой альбом, а также будущие мастеринг-инженеры просто обязаны ориентироваться в процессе изготовления и тиражирования дисков. Как раз рассмотрению производства компакт-дисков и посвящена данная статья.

В данной статье пойдет речь о двух основных способах тиражирования дисков — репликации и дубликации, а также о различных способах нанесения на них изображений.

Тиражирование методом репликации

Суть данного метода заключается в следующем: спираль, содержащая информацию, физически выжигается с помощью лазерного луча на металлическом диске. Это называется матрицей, и применяют её в качестве пресс-формы для опрессовывания спирали с информацией в куске мягкого горячего поликарбоната.

После того, как поликарбонат остынет, его покрывают слоем металла и слоем защитного лака. Металлический слой необходим из-за того, что от прозрачного поликарбоната луч считывающего устройства просто не сможет отразиться.

Затем приходит черед нанесения изображения, и на выходе мы получаем готовый компакт-диск.

После завершения изготовления тиража, матрицу, как правило, хранят на заводе, который занимался тиражированием, на случай, если клиенту понадобится новый тираж с той же самой информацией. Процесс изготовления матрицы — сравнительно дорогое удовольствие, поэтому сохраненная матрица позволяет значительно сэкономить при допечатке уже печатавшихся тиражей.

На каждом диске, созданном с помощью технологии репликации, имеется сигнатура — текст, который выжигают на самом диске вблизи центра, на участке, недоступном для считывающих устройств. Это способствует повышению удобства работы с дисками и их каталогизации. Сигнатура обычно является единственным доступным для работников завода способом различать между собой матрицы и еще неокрашенные тиражи.

Преимущество репликации заключается в физической выбойке информационной спирали в пластике, что обуславливает зависимость ее дальнейшей сохранности лишь от аккуратности хранения и правильности обращения с диском.

Еще одним плюсом является абсолютная схожесть всех дисков в пределах одного тиража. Соответствие первого и последнего дисков из тиража стандартам качества автоматически гарантирует аналогичное соответствие и всех остальных дисков.

Стоит отметить и незначительную себестоимость больших тиражей. Стартовые расходы на тираж направлены на изготовление матрицы, дальнейшая же его стоимость зависит лишь от стоимости потраченного на него сырья, которая обычно весьма невысокая.

Однако из-за высокой стоимости матрицы экономически не выгодно изготавливать небольшие тиражи методом репликации. Поэтому большая часть заводов-изготовителей не соглашаются на изготовление этим методом тиражей, количество копий в которых менее 500 штук.

Кроме того, репликация не позволяет вносить изменения в информацию на середине тиража и тем более дописывать что-то на диск в дальнейшем, как это можно сделать в случае с незакрытыми «болванками», которые мы рассмотрим далее.

Тиражирование методом дубликации

Внутри чистого записываемого диска (CD/DVD-R), иными словами, болванки, помимо поликарбоната и металлического слоя для отражения лазерного луча есть ещё один специальный слой, обладающий чувствительностью к лучу лазера с определенной мощностью и длиной волны.

Информационная спираль уже нанесена на слой поликарбоната, но, в отличие от дисков, произведённых методом репликации, она не включает в себя никакой конкретной информации, а лишь играет роль направляющей для лазерного луча. Саму же информацию прожигают в уже упомянутом выше чувствительном к лазеру слое.

Производство самой болванки возможно лишь в сложных заводских условиях, однако, записывать на неё любую информацию, как известно, можно и в домашних условиях на обычном персональном компьютере.

Важную роль при записи играет, прежде всего, качество применяемых болванок. Дешевые некачественные болванки могут иметь участки, на которых плохо проштампована информационная спираль, неоднородно распределены внутренние слои, есть вкрапления пыли и т. п. С большой уверенностью можно утверждать, что во время записи на такую болванку компьютер или дубликатор просто выдаст ошибку.

Основными преимуществами метода дубликации являются доступность и возможность записи дисков хоть по одной штуке. Если при репликации, как уже говорилось ранее, тиражирование менее 500 штук дисков финансово нецелесообразно, то метод дубликации позволяет делать небольшие и даже единичные тиражи.

Однако, к сожалению, методу записи на болванки не присущ уровень физической стабильности носителя, которым может похвастаться репликация. Объясняется это тем, что информацию на штампованных дисках физически «выбивают» в прочном пластиковом слое, а на болванках выжигают в мягком.

Несмотря на то, что этот материал окружен твердым пластиком, штампованный диск все равно отличается большей прочностью и соответственно более надежным хранением информации.

Нанесение изображений на диск

На завершающем этапе изготовления оптических носителей информации на их поверхность наносят изображения. Качество воспроизведения и физические параметры никоим образом не зависят от этого процесса, ибо его главным предназначением является идентификация носителя и придание продукции товарного вида, по которому у потребителя формируется мнение о ее качестве.

На сегодняшний день существует масса самых разных технологий, которые делают возможной печать на дисках. Все они используют разные принципы формирования изображения, отличаются качеством, сложностью технологических процессов и еще массой других характеристик.

В наше время изображения на компакт-диски наносят с помощью способов, рассмотренных ниже.

Офсетная печать

Применяется при печати промышленных тиражей. Главная особенность офсетной печати заключается в практически полном отсутствии отличий между технологией нанесения изображения на диск и традиционной полиграфической печатью, чем и объясняется насыщенность и качественность изображения.

Шелкография

При этом методе печати краску наносят с помощью продавливания через специальный трафарет. Шелкография — это наиболее распространенный способ нанесения изображений на диски, которые выпускаются средними тиражами. Ее применение более целесообразно для печати простых изображений, количество цветов в которых не более пяти. При этом цветопередача получается четкой и качественной.

Шелкография не является подходящим способом передачи изображений фотографического качества, однако в значительном проценте всех выпускаемых в мире дисков используется именно этот способ покраски.

Термопечать

В основе технологии термопечати лежит комбинация высокой температуры и непродолжительного давления на печатающую головку специального термопринтера, что приводит к переходу красителя с красящей ленты на поверхность диска.

Использование термопечати более целесообразно при печати преимущественно надписей или простых рисунков. Практически все термопринтеры могут печатать на любых компакт-дисках и не требуют особых покрытий, что является их существенным преимуществом.

Термопринтеры в сочетании с разными записывающими устройствами и дубликаторами, зачастую входят в состав автоматизированных комплексов тиражирования дисков полупрофессионального уровня.

Струйная печать

Этот способ печати оптимально подходит для создания небольших тиражей. С помощью струйных принтеров можно печатать на специальных дисках с шероховатым покрытием, которое хорошо впитывает распыляемые печатающей головкой чернила. Экспериментирование с печатью на неспециальных болванках вряд ли даст положительный результат.

К тому же отпечатанная поверхность отличается большой чувствительностью к влаге. Закрепить изображение можно, покрыв диск специальным лаком или заламинировав его, что сделает поверхность глянцевой.

Тем не менее, многие потребители вполне обходятся и без лакировки, особенно если диски тиражируются для личного использования, поскольку и без лакового покрытия изображение при струйной печати получается достаточно четкое, естественное и качественное.

Что же, вот мы и рассмотрели с вами наиболее распространенные способы тиражирования компакт-дисков и методы нанесения на их поверхность изображений. Надеемся, теперь вам стало многое понятно.

440x66 - mastering1

____________________________________

Авторы: Андрей Скидан, Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить