Запись акустического фортепиано

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Запись акустического фортепиано

С самого начала следует отметить, что каждый звукорежиссер применяет свою технологию записи фортепиано. Это, в первую очередь, объясняется тем, что каждая студия отличается своими акустическими характеристиками и музыкальными инструментами.

В данной статье будут рассмотрены все самые важные моменты в записи акустического фортепиано и рояля.

Подготовительные работы

Перед записью необходимо определиться с музыкальным стилем, в котором будет записываться инструмент. Разобравшись с этим вопросом, вы сможете правильно выбрать помещение и понять, какого звучания нужно добиться от инструмента.

Если в ваши намерения входит запись композиции, например, в стиле рок, которая, как известно, отличается жестким и резким звучанием, вам стоит предварительно подготовить и настроить инструмент, а не надеяться на последующую обработку эффектами.

То же самое касается и записи классических или джазовых композиций. Для получения мягкого и плотного звучания, свойственного им, также требуется предварительная настройка инструмента. Следует отметить, что соответствующая настройка инструмента должна быть сделана профессионалом, не пытайтесь настроить фортепиано самостоятельно.

Выбор инструмента

Для получения действительно качественного результата необходимо ориентироваться и на соответствие того или иного инструмента какому-либо музыкальному стилю.

Мягкий тон, присущий классической музыке, вы сможете без проблем получить, воспользовавшись инструментом одной модели, в то время как поп и рок отличаются более ярким звуком и инструменты, обладающие подобным звучанием, лучше сочтутся с остальными компонентами микса.

При записи следует обращать внимание и на размер инструмента. Большой рояль, например, обладает способностью воспроизводить очень глубокие басовые ноты, тогда как инструменты меньших размеров воспроизводят басовые ноты, которые теряют низкочастотную энергию и наполняются высокочастотными гармониками, не всегда имеющими прямую связь с основными частотами.

Следует отметить, что этот фактор может затруднить настройку басовых нот в небольшом по размеру инструменте.

Микрофоны

В записи живого инструмента очень важен выбор микрофона. Ясное и светлое звучание можно получить, используя конденсаторные микрофоны, как с большой, так и с малой мембраной. Их можно применять для записи рок- и поп-композиций.

В тоже время отличные результаты дают и динамические микрофоны, например те же Shure SM-57/58 и Sennheiser MD 421.

Направленность микрофонов

Нужно всегда грамотно выбирать направленность микрофона и выбирать её нужно, учитывая музыкальный стиль, в котором будет записываться инструмент.

Ненаправленные микрофоны – оптимальный вариант для записи классических и джазовых композиций, поскольку в этом случае записывается не только сам инструмент, но и акустика помещения.

Записывая джаз, следует помнить, что где бы ни происходила запись, она делается вживую. Во время записи джазовые исполнители часто не используют наушники, они стараются сделать свою партию максимально естественной.

Микрофон должен быть расположен на таком расстоянии, при котором был бы слышен только инструмент, а не музыкант. Следует удалить микрофон от клавиш, чтобы застраховать его от случайных ударов музыкантом.

Для записи подчёркивающей акустику помещения оптимальной считается стереопара или стереомикрофон, но можно также поэкспериментировать и с совмещением микрофонов различных типов.

Расположение микрофонов

Существуют некоторые эмпирические правила, знание которых поможет вам найти правильные места для микрофонов во время записи.

Самое первое, что вам нужно знать, это то, что высокие частоты обычно распространяются по прямым линиям, а низкие обладают способностью огибать преграды, которые попадаются им на пути. Именно поэтому звук позади инструмента такой унылый даже при открытой крышке.

С передней же стороны крышка затрагивает дисперсию высоких частот и отражает звук в аудиторию. Наиболее эффективное отражение происходит вдоль линии молоточков, поэтому, если вы хотите захватить самый яркий звук, помещайте микрофон на этой линии.

Немаловажное значение для правильного размещения микрофонов имеет понимание законов вертикального рассеивания звука.

Высоте, на которой устанавливаются микрофоны, тоже должно быть уделено внимание. Самый яркий звук вы сможете захватить, поместив микрофон на достаточной высоте и так, чтобы в зоне его «видимости» были высокие струны.

Однако старайтесь не переусердствовать с высотой, иначе вы рискуете получить высокочастотное затенение, спровоцированное открытой крышкой. Достаточно легко понять, что самые ясные высокие частоты можно получить из зоны, которая расположена чуть ниже открытой крышки.

Также стоит отметить, что, если микрофон поместить чересчур близко к полу, это усилит отражения между полом и корпусом и придаст тембру инструмента неприятный характер.

Несмотря на важность знания принципов вертикального рассеивания звука, для проведения качественной записи стоит принять во внимание, что вначале необходимо найти правильные места для расположения микрофонов в горизонтальной плоскости, а потом уже уделять внимание поиску нужной высоты.

Влияние крышки рояля на звук

Качество записи зависит и от такого фактора, как закрытая или открытая крышка рояля. В большинстве случаев ее оставляют полностью открытой, так как при абсолютно закрытом корпусе высокие частоты уменьшаются намного сильнее, чем низкие. В результате получается приглушенное, матовое звучание.

Во время записи камерной музыки частично открытая крышка может улучшить общий баланс инструментов. При этом тонко смягчается общий тембр рояля, но, как и при полностью открытой крышке фронтальные расположения захватывают наибольшее число высоких частот.

При отсутствующей крышке внешние микрофоны не смогут поймать высокие частоты, которые уходят вверх и в результате притупляется звук, идущий с фронтальной стороны инструмента.

Удаление крышки также негативно влияет на резонансные качества рояля и уменьшает мощь басовых нот. Хотя, с другой стороны, это придает звучанию вокруг инструмента большую однородность.

Обработка звука

Грамотно поместив микрофоны, вы вообще можете обойтись без обработки, по крайней мере, без эквализации, которая лишь добавит в запись лишний шум, который может испортить джазовые и особенно классические композиции. Его легко можно будет заметить в паузах и при негромких пассажах.

Что касается компрессии, то аккуратная, умеренная компрессия пойдет на пользу даже в случае с классическими композициями. Однако с ней нельзя перебарщивать, ведь она способна заметно усилить даже самый слабый шум и нарушить естественную динамику.

Если вам требуется звучание а-ля «Honkey-Tonk», можно не расстраивать сам инструмент, а просто воспользоваться такими интересными эффектами, как хорус или гармонайзер.

____________________

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!


Комментарии 

0 17.12.2014 22:59 Fishka
хм.. спасибо, попробую. а-то то, что я пробую записывать - полная лажа, слишком много шума и мало звука. конечно и выбора студии, инструмента и микрофона у меня нету (все в домашних условиях из того, что есть), но само положение микрофона и закрытые или открытые крышки мне во многом прояснили ситуацию)
0 22.04.2015 10:31 Владимир Лэмм
Здравствуйте , Ирина . У меня проблема с записью пианино в домашних условиях : получается хило , жалко и убого . Подозреваю , что виноваты дешёвые микрофоны советской эпохи . Если Вы в курсе дела , ответьте , пожалуйста , можно ли достичь мало - мальски удовлетворительного результата , используя для записи портативный рекордер звука фирмы Tascam , который в настоящее время появился в продаже . Спасибо .