14 советов по созданию аранжировки

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

14 советов по созданию аранжировки

Хорошо сделанная аранжировка почти так же важна, как и хорошо написанная музыка. Сделаешь хорошо — получишь хит, созданный своими руками, сделаешь плохо — будешь иметь просто кучу разрозненных идей.

Ниже приведены 14 советов, каждый из которых позволит вам улучшить аранжировку.

1. Учитесь у экспертов

Прослушивайте свои любимые записи и обращайте внимание на их аранжировки: в чем их сила и что заставляет их действовать. Чем больше вы будете слушать, тем больше «фишек» сможете поймать. Зачастую вы сможете использовать их у себя.

К слову сказать, я давно уже задумываюсь о собрании всех вот таких находок в словарик, в котором, возможно, будут и примеры музыкальных фрагментов. Вопрос заключается в том, каким образом и в какой среде целесообразней его создать.

2. Относитесь критично к своим работам

Понятно, что, закончив аранжировку, вы преисполнены чувствами и впечатлениями и гордитесь собой. Однако все же попробуйте найти в ней неработающие части. Если вы их найдете — не раздумывая, выбросьте.

Да, в краткосрочной перспективе этот процесс приводит к замедлению работы и даже к определенному откату назад, но в долгосрочной перспективе ваши аранжировки улучшаются.

3. Изучайте теорию музыки

Даже маленького кусочка знаний достаточно для движения в целом новом направлении. Это не всегда подразумевает скуку или излишнюю научность. Изучение новой странички учебника по теории музыки способствует лучшему пониманию того, что в аранжировке действует, а что — нет. Нередко можно решить что-то конкретное предварительно, даже не прослушивая саму аранжировку.

4. Используйте чистый вокал

Вокал играет роль короля (или королевы) в песне. На вокале сосредоточена вся песня, не так ли? Тогда что мешает выделить его максимально? К примеру, пусть в начале или в конце песни будет исключительно вокал. Можно получить действительно сильный эффект. Хорошим примером является начало песни «Waiting For The Rain» группы Roxette.

В течение первых 20 секунд звучит только вокал, который, правда, обработан с помощью «телефонного эффекта» и звучит он на фоне электропиано. Затем, не спеша, по отдельности, добавляются инструменты наподобие того, как музыканты появляются на сцене.

Однако музыка все еще не звучит в полную мощь. «Взрыв» происходит только во втором куплете, когда все инструменты начинают звучать в полную силу. Рассмотрению этого приема аранжировки посвящен следующий пункт. Все это звучит довольно эффектно.

5. Грамотно используйте пространство

Постарайтесь сохранить в аранжировке место. Особенно это актуально в куплете. Совсем необязательно, чтобы аккомпанирующие инструменты звучали всюду.

Иногда целесообразно устранить все, кроме ударных, вокала (или, к примеру, инструментальной мелодии) и, быть может баса. Это позволит достичь сильного эффекта, который особенно заметно проявляется при вступлении в припеве всех остальных инструментов. Это наглядно проиллюстрировано в том же примере с Roxette.

6. Делайте припевы разными

Понятно, что целью многократного повторения припева является его запоминание. Однако простое повторение — это, как правило, скучно. Решить эту проблему можно, немного поменяв комбинацию инструментов в некоторых припевах с помощью изменений в динамике или включений-выключений отдельных инструментов в разных повторениях припева. Это приводит к большему разнообразию.

7. Не допускайте конфликтов

Обратите внимание на места пересечения мелодии и сопровождающих партий в аранжировке. Стоит дать место звучащему вокалу или мелодии. При одновременном звучании соло-гитары или синтезатора в том же диапазоне и с тем же ритмом, что и у мелодии, как раз и появляется конфликт.

8. Экспериментируем с необычными инструментами

От постоянного присутствия в аранжировках одних и тех же тембров быстро устаешь. Следует или менять их, или использовать что-то совсем иное, можно сказать, даже сумасшедшее.

Можно создать сэмплы из немузыкальных звуков. Можно пробовать буквально все, издающее шум. И этот шум совершенно не обязательно должен быть благозвучным.

Безусловно, это задача творческого типа: получить музыкальность из не музыкального материала. Однако эту задачу, как правило, можно решить, даже если не рассматривать экзотические случаи наподобие пьесы, партия ударных в которой состоит из человеческих звуков: чихания, кашля, чмокания и пр.

9. Слои

Самое простое, что можно сделать, чтобы придать аранжировке жирности, это использовать несколько инструментов, которые играют одну и ту же партию. Либо даже несколько одинаковых инструментов, которые играют одно и то же.

10. Применяйте подклады

У подкладов (пэдов) мягкое, тягучее звучание. Они не привлекают внимания слушателей, но добавляют аранжировке атмосферу и глубину. Подклад может исправить невыразительное, «тонкое» звучание песни или пригодиться в ситуации, когда вообще непонятно, в чем причина бедного звучания.

11. Осознавайте ритм

Можно применить жесткую синхронизацию всех инструментов и заставить их играть в одном ритме. Можно же позволить им играть разные ритмы. В любом случае решение в пользу того или иного способа должно быть осознанным. Полное игнорирование ритма приведет к небрежной и разболтанной аранжировке.

12. Пытайтесь постигнуть ожидания слушателей

Создавая аранжировку, бывает, целесообразней всего придерживаться традиций и в конце песни поставить большой припев. Это то, чего слушатель в основном ожидает, и, возможно, хочет услышать. Однако в некоторых случаях можно отклониться от привычных условностей и сделать что-нибудь совсем неожиданное. И это будет классно.

13. Делайте свой необычный начальный отсчет

Как это ни печально, но большая часть слушателей не отличаются терпением и зачастую складывают свое мнение о песне уже по первым нескольким секундам ее звучания. Поэтому начальный отсчет является не столько ритмом перед началом мелодии или вокала, сколько очень важной частью, в которой действуют свои собственные правила.

14. Обращайте внимание на регистры

Регистр обуславливает, насколько высокое или низкое звучание у той или иной партии. В некоторых случаях можно даже использовать смещение всей партии меньше, чем на целую октаву.

Тут существуют довольно тонкие правила, однако в целом звучание всех инструментов в одном регистре или вызывает скуку, или приводит к полной неразберихе. Целесообразней распределить партии по разным регистрам. А еще лучше применять разные регистры по ходу звучания песни.

Баннер для страниц____________________________________________

Источник: www.musicradar.com
Перевод: Ирина Кипаренко, Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ruобязательна!

Комментарии 

0 12.03.2013 14:27 Алексей27
Спасибо!
0 12.03.2013 15:33 anidag
Как всегда, дельные советы. Только споткнулся о пункт №13(только здесь понял, что это перевод)
Очевидно имеется ввиду, то, что мы называем вступлением или intro)
Спасибо Андрею и Ирине!
0 12.03.2013 16:24 Paolo
))
один из примеров: идиома make it count - это просто призыв приложить усилия, сделать что-то хорошо, результативно, выигрышно, в данном случае вступление. о необычном отсчёте там речи нет))
"В некоторых случаях можно даже использовать смещение всей партии меньше, чем на целую октаву." в смысле - ниже, чем?..
В оригинале-то такой фразы нет))
0 12.03.2013 16:26 Paolo
а за наводку - спасибо, прикольный радар!))
0 12.03.2013 16:41 Nick
Это как раз то, из чего состоит качественная и интересная аранжировка, но в реальной жизни зачастую заказчика более интересует цена и скорость выполнения, что неминуемо ведет к "стандартному" качеству и содержанию аранжировки, которые становятся - "простыми", "стандартными", "безынтересными", на что часто можно услышать от заказчика - "ай, пойдет! Сейчас не до этого, нужно это сделать быстро, а то не успеваю"... Или, на вопрос о качественной, но уже недешевой и занимающей немало времени и поисков аранжировке, можно услышать часто сегодня - "Да кому это нужно!?"...

Что ж, кто платит, тот и заказывает музыку, а мы, аранжировщики, таким образом "деградируем", опускаясь до уровня пятиминутной "забегаловки", как принято в современном мире - все делать быстро, даже порой не вникая в суть того, что употребляем, становясь заложниками современного образа жизни... :sad:
0 13.03.2013 09:33 pashapolina
Спасибо большое!
0 29.08.2013 17:00 Kodi
№15 Делайте разнообразные куплеты.
Изменение даже партии одного инструмента на небольшом отрезке времени во втором куплете может хорошенько так разнообразить звучание
0 12.05.2014 09:26 Donpedro
..я бы еще добавил: 1.делайте разнообразные динамические контрасты не менее трёх раз на всём протяжении трека: заезд(intro), феерический обгон (кульминацию) и кайфовый финиш(коду)...2. там, где вступаете голосом - обратите особое внимание на текст, правильные дикцию и построение фраз...
0 14.04.2015 10:38 Сева
Ещё нужно, чтобы партии инструментов перекликались между собой! И чтобы обязательно была кульминация. Также по написании партии баса желательно соблюдать правила голосоведения (верхние голоса в одну сторону, бас - в другую)