Сочинение музыки. Часть 4

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Сочинение музыки. Часть 4

Эта статья посвящена рассмотрению нескольких менее очевидных идей, которые, однако, могут быть довольно простыми и которыми большинство начинающих композиторов часто пренебрегают.

Детальнее о динамике (динамических оттенках)

Каким образом сильные изменения в динамических оттенках могут оказать положительное влияние на вашу музыку? К сожалению, в противоположность общему мнению, большая часть людей слушают музыку весьма поверхностно и без должного внимания.

Вспомните, когда в последний раз вы, музыкант, уселись в кресло и потратили полчаса на прослушивание музыки, не делая ничего больше и не думая ни о чем больше в этот момент?

Прослушивание музыки во время езды на машине тут не считается. Так же, как и прослушивание музыки в процессе вытирания пыли в комнате или во время еще какой-либо работы.

Я говорю о том, чтобы усесться неподвижно в кресло, не думать ни о чем лишнем и просто слушать музыку полчаса.

99 % всех людей ни разу в жизни так не поступали!

Если вы — музыкант и композитор, ни разу так не делали, то вы можете не сомневаться, что почти никто из ваших слушателей так тем более не сделает.

И даже если у вас получиться уговорить лучшего друга или родственника прослушать вашу новую песню, полностью сконцентрировавшись на музыке, большинство людей не смогут не позволить своим мыслям перескакивать на что-то другое.

Они начинают слушать, максимально сосредоточившись, но затем они услышат что-то, что напомнит им о чем-то ином. Потому они будут думать о вас, о ваших способностях, а потом станут размышлять о том, как они будут высказывать вам свое мнение касательно этой музыки и пр.

Получается, что примерно две последние минуты уходят на формулирование положительного отзыва. И даже такой исход получится при должном везении, ведь чаще всего слушатели отвлекутся на что-то, их мысли будут заняты совсем другими вещами, даже если они этого не хотят.

Это обычное человеческое качество, особенно распространенно среди американцев.

Как все это печально! Мы, музыканты и композиторы, тратим годы на сочинение музыки, которая выражает наши души, а большая часть слушателей не могут уделить этой музыке больше двух минут своего внимания.

Чем это грозит нам, музыкантам, и что мы можем сделать в этом случае? Какой из музыкальных элементов способен наиболее эффективно удерживать внимание слушателей?

Все музыкальные элементы в разной мере справляются с этой задачей, но один из них наиболее эффективен при решении этой задачи. Речь идет о динамике (динамических оттенках).

Понаблюдайте, как вы ведете себя при просмотре телевизора. Что делает большинство людей, когда передачу перерывает реклама? Они, игнорируя рекламу, начинают думать о чем-то ином, поднимаются и идут на кухню, чтобы сделать себе бутерброд, или направляются в туалет.

А теперь представьте себе, что вы уже поднялись, чтобы пойти на кухню, пока идет реклама. Как бы вы отреагировали, если бы вдруг реклама сменилась целой минутой абсолютной тишины? Спустя несколько секунд вы бы обнаружили исчезновение фонового звучания рекламы в телевизоре.

Думаете, у вас бы получилось и дальше игнорировать это огромное изменение в динамике? Безусловно, нет! Игнорировать тишину практически невозможно.

Значительные изменения в динамических оттенках будут вызывать у вас беспокойство до тех пор, пока вы не поймете причины исчезновения звука. Вы будете спрашивать себя: «Что случилось с телевизором? Может, он сломался или его кто-то выключил? Или это проблемы на телевизионной станции?».

Вы подойдете к телевизору, чтобы разобраться с этим. Потом вы поймете, что телевизор работает, но рекламу на экране кто-то шепчет. Думаете, сейчас вы бы пошли все-таки на кухню? Совершенно точно — нет! Вы останетесь тут же, чтобы внимательно дослушать рекламу.

Большинство людей игнорируют большую часть услышанного и увиденного ими, таким образом, мозг освобождается от лишней информации, которую он слышит и видит, чтобы не перегрузить себя бесполезными данными.

Попробуйте сделать так. Когда в следующий раз при разговоре с кем-то вы поймете, что ваш собеседник, больше вас не слушая, думает о чем-то своем, замолчите на секунду. Он сразу же отреагирует на тишину, перестанет отвлекаться и сконцентрирует свое внимание на вас. Интересно…

Теперь сыграйте на гитаре для своего друга, и как только заметите, что мысли вашего слушателя пошли в другом направлении, остановите игру. Он как по мановению волшебной палочки сразу же опять сосредоточиться на музыке.

В музыке все вышеописанное можно заменить вставлением пауз в музыкальные фразы. Конечно, нельзя назвать какой-то один способ самым эффективным при вставлении тишины в музыкальные фразы, каждая ситуация требует индивидуального подхода. Довольно даже полтакта тишины срабатывает весьма неплохо.

Две важных дополнительных рекомендации на эту тему:

1. Не перебарщивайте с использованием тишины. Не применяйте тишину в каждой своей песне или в нескольких местах одной и той же песни, это приведет к уменьшению ее эффективности.

2. Не грузите песню тишиной, если она реально не вписывается в музыкальный смысл. Это чревато странным звучанием вашей песни. Однако, безусловно, если вы добиваетесь какой-то определенного эффекта, то может и стоит попробовать.

В качестве дополнения к тишине можно изменять динамические оттенки, что приведет к созданию похожего эффекта на слушателей. Разные оттенки позволяют создавать разные атмосферы, помогают сохранить интерес слушателей к вашим музыкальным идеям и направить их внимание в нужную сторону.

Многие будут теперь ждать этих приятных контрастов при прослушивании вашей песни.

Переходя из одного динамического оттенка в другой, к примеру, при помощи постепенного усиления интенсивности звука и постепенного уменьшения можно намекнуть на переход из одной части песни в другую, и обычно такие переходы из одной части в другую способствуют возвращению внимания слушателей к музыке.

Большинство людей, в том числе композиторов и слушателей, не разбираются в этих концепциях о внимании и элементах, которые могут на него повлиять… Но вы-то теперь знаете о них.

Баннер для страниц__________________________________________

Автор: Том Хесс | Перевод: Ирина Кипаренко
Источник: www.tomhess.net
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!