Книга "Акустическое оформление домашней студии"

Сочинение музыка. Часть 5. Аранжировка

Аранжировка представляет собой набор приемов использования тембра в музыкальных произведениях. Если вы написали мелодию и подобрали ноты для бас-гитары и нужные аккорды, то вы сможете сыграть их на фортепиано или на одной гитаре. Однако у вас также есть возможность аранжировать или, иными словами, аранжировать эти элементы (аккорды, бас-гитару и мелодию) для двух и более инструментов.

Процесс аранжировки заключается как раз в принятии решения о том, какие инструменты будут играть те или иные ноты.

В прошлом большинство музыкантов практически всегда самостоятельно сочиняли музыку и аранжировывали ее. В наши же дни многие музыканты предпочитают пользоваться посторонней помощью.

Если вам когда-либо приходилось сочинять музыку, рассчитанную более чем на два инструмента, то значит, вы уже занимались аранжировкой. Аранжировку по праву можно назвать целым искусством и целой наукой.

Мы начнем рассматривать эту тему, ориентируясь на средний уровень знаний, то есть от вас требуется наличие понятия о том, как делается аранжировка, хотя бы на начальном уровне, чтобы эта статья принесла вам максимальную пользу.

При использовании нескольких инструментов поразмышляйте обо всех возможных способах аранжировки, с помощью который вы сможете расположить каждый инструмент.

Учтите также звуковысотный диапазон – предел самых высоких и самых низких нот, которые могут быть сыграны на определенном инструменте.

Понятно, что басовые инструменты наподобие бас-гитары, контрабаса и тубы, как правило, преимущественно играют самые низкие ноты. Композиторы задействуют эти инструменты для исполнения более низких нот, так как:

1. Эти инструменты позволяют весьма легко сыграть более низкие ноты в спектре музыкальных нот.

2. На этих инструментах отчетливо слышится тон этих низких нот.  

Хорошее звучание этих инструментов при игре более низких по звучанию мелодий приводит к тому, что довольно часто музыканты забывают, что они так же хорошо могут звучать и в более высоком регистре.

В типовых песнях в стиле поп, рок, метал, блюз или джаз выше названные басовые инструменты практические всегда исполняют самые низкие ноты в песне.

В XIX, XX и XXI веках композиторы классической музыки часто экспериментировали с традиционным предназначением басовых инструментов, приписывая им ноты в среднем и высоком регистре.

В мире музыки этот прием известен под названием «пересечение голосов». Зачастую с помощью этого приема добиваются специального эффекта в случае, если композитор хочет акцентировать внимание на аранжировке песни.

В популярных неклассических музыкальных стилях пересечение голосов с басовыми инструментами встречается не очень часто. В чем причина этого?

Быть может, это объясняется тем, что композиторы всего мира решили, что пересечение голосов с басовыми инструментами не является хорошей идеей, то есть звучание этого приема не соответствует определенным музыкальным нормам?

Может быть, изучение аранжировки этими композиторами было чисто формальным (в музыкальной школе, к примеру) или хотя бы неформальным?

Нет, зачастую причина кроется в том, что аранжировку музыки популярных стилей ограничивают сами азы приемов инструментовки, имеются в виду очевидные регистры инструментов.

Басовые ноты, как правило, играют с помощью басовых инструментов, да и сами приемы инструментовки используются в течение многих лет. А так как эти приемы неоднократно доказали свою эффективность, то зачем нужны какие-то изменения?

Однако помните, что пересечение голосов на самом деле не приводит к каким-то особенным изменениям, это всего лишь очередной музыкальный прием, с которым вы можете поэкспериментировать в своих музыкальных композициях.

Только не переусердствуйте с его использованием. Применяя пересечение голосов там, где это нужно, можно добиться весьма эффектного звучания, и многим музыкантам, которые играют на басовых инструментах, нравится исполнять более высокие по звучанию пассажи, хотя им нечасто удается делать это.

Слушая музыку, понаблюдайте, насколько редко встречается этот прием, но если вам все-таки посчастливиться его услышать, проанализируйте способы и места его использования. Заметить этот прием несложно, если постараться сделать это при прослушивании музыки.

Попробуйте использовать пересечение голосов при сочинении вашей следующей песни. Если первая попытка не придется вам по душе, не отказывайтесь от этой идеи вообще.

Учитывайте тот факт, что пересечение голосов не приводит к одинаково хорошему звучанию во всех случаях. К примеру, наиболее часто он встречается в начале, в интерлюдии и в переходе между двумя секциями произведения. В куплетах и припевах его не услышишь так часто.

Объясняется это более важной ролью вокальной мелодии, а пересечение голосов в басовых инструментах может отвлечь слушателя от вокальной мелодии.

Композиторы же зачастую не хотят, чтобы что-то препятствовало вокальной мелодии и мешало концентрации слушателя. Однако это не значит, что и вам нужно придерживаться этого правила. Экспериментируйте с этим приемом и пробуйте использовать его в разных частях произведения.

Ниже рассмотрены 2 подхода, с которых можно начать использовать этот музыкальный прием в своей музыке.

1. Выберите какую-либо обычную мелодию для басового инструмента из одной из ваших песен и исполните ее на 1, 2 или 3 октавы выше, чем обычно. Это позволит перенести вашу мелодию в регистр выше, чем инструмент, следующий по регистру после басового.

В результате вы получите новую басовую мелодию, поскольку ваша первоначальная басовая мелодия сейчас звучит в среднем регистре, и инструмент, играющий раньше мелодию, теперь используется в качестве басового инструмента, так как ваша первоначальная басовая мелодия теперь стала мелодией тенора.

2. Исполните вашу обычную мелодию для басового инструмента на другом инструменте, который, как правило, не применятся для басовых мелодий. Никаких изменений в вашу басовую мелодию внесено не было, однако она теперь играется на другом инструменте. Этот прием легко задействовать на семиструнной гитаре и пианино.

__________________________________________

Автор: Том Хесс | Перевод: Ирина Кипаренко
Источник: www.tomhess.net
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Комментарии 

0 04.10.2013 13:01 Святослав
Полезная статья, спасибо :-)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить