Баннер Master-Skills

Руководство по транскрибированию музыки

1. Что значит «транскрибировать музыку»?

Статья посвящена рассмотрению метода, который позволяет сыграть или записать на бумаге целую композицию или отдельную ее часть, основываясь лишь на записи, к примеру, CD.

В первую очередь, мы будем рассматривать неклассическую музыку, поскольку найти ноты для классической музыки не составляет особого труда. Кроме того, классические музыканты часто оперируют таким понятием, как «переложение», которое подразумевает под собой адаптацию композиции, созданной для одного инструмента, под другой.

Иными словами, исполнение Джоном Уильямсом сонат Скарлатти, которые были изначально написаны для фортепиано, на своей гитаре является переложением, хотя он наверняка и не разбирает самостоятельно запись — ему достаточно просто приобрести ноты, предназначенные для фортепиано, в магазине.

От неклассических музыкантов редко можно услышать это слово в таком смысле, поскольку они и так вынуждены постоянно реаранжирировать музыку под доступные им инструменты.

На сложность снятия музыки существенно влияет сложность самой музыки, а также ваш музыкальный слух и требуемый уровень детальности транскрипции.

Если вам нужно всего лишь записать аккорды для простой песни, то при условии наличия хорошего слуха, вы можете снять их непосредственно во время проигрывания песни. Если же вы наоборот хотите детально транскрибировать сложный музыкальный материал, то на подбор одной минуты вы можете потратить не один час времени.

2. Зачем нужно подбирать музыку на слух

Как правило, это нужно для того, чтобы сыграть песню, нот для которой у вас нет, зато в наличии имеется запись. Безусловно, можно попробовать хорошо поискать нужные ноты, но если ваш поиск не увенчается успехом, что тогда? Случается, что даже найденные ноты не подходят к понравившейся версии песни.

Виртуозные музыканты, играя, часто задействуют какие-то фишки, которые не указываются в обычных, публикуемых нотах, поэтому нужно вслушиваться в запись, чтобы понять все эти нюансы. Я имею в виду регармонизацию, украшение аккордов, добавление фигур и риффов, грамотное движение басовой линии, голосоведение и пр.

Джазовые музыканты считают подбор музыки весьма важным обучающим элементом. Джаз вообще требует умения слушать и импровизировать. С помощью транскрибирования импровизированных соло других людей можно развить слух и понимание музыкальных идей, используемых ими.

Существует даже специальные транскрипторы. Например, покупаемые вами нотные листы для популярной песни наверняка были сняты с записи одним из профессиональных транскрипторов в штате издателей.

3. Необходимые знания

Если говорить о вашей собственной музыкальной карьеры, то тут можно выделить только одно обязательно требование — умение определять грамотность своей транскрипции и сравнивать ее с оригиналом. Именно способность сравнивать влияет на количество ошибок в транскрипции.

Пока вы слышите какие-либо отличия, продолжайте работать над транскрипцией, пока не добьетесь ее правильного звучания. От вашего слуха зависит, сколько времени на это уйдет. Если у вас не получается различать аккорды, значит, они для вас чересчур сложны. Однако не стоит сдаваться.

Некоторые люди быстро развивают свой слух, хотя, по моему мнению, большинству все же требуется намного больше времени и сил, чтобы достичь подобных результатов. Я считаю, что владение аккордовым инструментом (пианино или гитарой) помогает научиться понимать аккорды и слышать их.

В начале моей карьеры мне нравились приятные звонкие аккорды типа 7#9, однако я совершенно не понимал, как определить их на слух. Играя на гитаре на протяжении нескольких лет и используя постоянно подобные аккорды, я уже ассоциировал игру 7#9-ми с получающимся особым звучанием. Теперь стоит мне услышать 7#9-ый в исполнении кого-либо, я сразу же распознаю его, как хорошего знакомого.

Я думаю, что почти любому человеку под силу научиться так же легко обращаться с аккордами, но большинству из нас придется потратить годы на игру, практику, прослушивание и, безусловно, подбор, мгновенно это не произойдет.

Чтобы уметь легко транскрибировать, следует хорошо разбираться в музыкальных стилях. Если вы много играли в том стиле, в котором написана транскрибируемая вами композиция, то вам будет намного проще разобраться в ней.

Расскажу забавную историю: в мои 15 лет, когда я практически ничего не умел, я попробовал снять песню Чарльза Мингуса «Jelly Roll» с его альбома «Ah Um». Сейчас, когда я ее слушаю, я понимаю, что она написана в стиле блюз (14-ти тактовый, кажется), но в то время я этого не знал. Я усиленно прислушивался к партии пианино, чтобы распознать аккорды.

Однако я не знал, что этот стиль музыки предполагает игру пианистом правой рукой множества разных нот, которые, разумеется, не образуют аккорд.

При базовой гармонии, к примеру, С7 почти любую ноту, кроме B, можно использовать для построения гармонии, которая подходит под этот стиль. Если этого не понимать, то попытка распознать аккорды по тому, что играет пианист правой рукой, не увенчается успехом (начинать мне нужно было с басовой линии).

В результате у меня была правильная мелодия, но взятые мной обозначения аккордов были совершенно неправильными и бесполезными. Я не считаю, что потратил время зря. Вам стоит понять, что первые попытки могут быть неудачными, но все с чего-то начинают, и при хорошей настойчивости вы будете получать все лучшие и лучшие результаты.

Если говорить об оборудовании, то здесь, очевидно, вам потребуется устройство для проигрывания записей, чтобы вы могли прослушивать их. Некоторые из них проще других в плане транскрибирования, и у каждого, кто занимается снятием на слух, есть свой любимый способ. Ниже я выскажу свое мнение по этому вопросу.

Пластинка

Это как возвращение в каменный век. Она не позволяет зациклить нужную часть, установить проигрывание с нужного момента. Для поднятия иглы и ее опускания назад без повреждения записи требуются свободные руки.

Этот метод транскрибирования предназначен для героев. Хотя при наличии проигрывателя со скоростью 16 об/мин. вы можете замедлять музыку, что помогает расслышать сложные фрагменты. В некоторых проигрывателях (к примеру, Garrard 401) реализована возможность тонкого контроля скорости, что пригодится при настройке звучания.

Кассета

Я считал ее существенным продвижением вперед и часто использовал плеер для подбора. Преимущества этого способа заключаются в портативности, счетчике ленты, который, несмотря на неточность, все-таки позволяет понять, в какой части композиции вы находитесь, легком управлении проигрыванием (кнопки старт/стоп/перемотка).

Есть возможность многократного прослушивания одной и той же части посредством нажатия кнопки перемотки во время проигрывания, что весьма удобно. Замедлить невозможно, но если бы мне это очень понадобилось, я мог бы скопировать часть на катушечный магнитофон, а потом обратно на кассету на 1/2-ой скорости, после чего моя кассета содержала бы две версии, на нормальной и на половинной скорости.

CD/MiniDisc

Наконец-то обнаружили (в Перуанских джунглях, далеко в Андах) и приручили «цифру». В этих устройствах реализована возможность точного определения тайминга с первого раза, что существенно упрощает нахождение нужного момента.

Более дорогие модели оснащены зацикливанием (лупом), а в некоторых можно даже настраивать звук и скорость. Если вы подобрали правильную модель, то она принесет существенную пользу при снятии.

Программы-помощники для транскриптора

Многие современные настольные компьютеры могут записывать и проигрывать аудио материалы, а множество компьютерных программ могут оказать ощутимую помощь в деле транскрибирования музыки. Вы, наверное, знаете, что мы (Seventh String Software) продаем одну из них, которая называется Transcribe!, а ссылки на другие вы можете найти здесь.

Программы подобного типа предлагают возможности, которые ограничиваются только фантазией программного дизайнера (и, естественно, техническими возможностями). Зачастую они позволяют устанавливать несколько точек лупа, делают возможной регулировку звука и замедление музыки без искажения высоты.

Transcribe!, помимо всего прочего, способен анализировать звук и предлагать возможные варианты звучащих нот, и, безусловно, аккордов. При некоторых обстоятельствах это может быть весьма актуально.

Программы для автоматической транскрипции

Большая часть программ с претензией транскрипции после обработки аудиофайла выдают MIDI или музыкальную нотацию. У меня вызывают восхищение их героические попытки, но, по моему мнению, их польза сомнительна.

При обработке музыки, в которой несколько инструментов одновременно играет множество нот (т.е. практические любой музыки!) они делают столько ошибок, что сложно понять, в чем их польза. Ссылки находятся тут, но рассматривать их мы не будем.

В этой статье обсуждается вопрос, как транскрибировать музыку независимо от используемого для ее проигрывания устройства.

4. Транскрибирование

Прежде всего, попробуйте отыскать готовые ноты! Некоторые не советуют так делать, объясняя все пользой от транскрибирования. Я согласен, что умение снимать музыку приносит пользу, но если вам вообще свойственна хоть какая-нибудь музыкальная активность, то вы всегда будете знать, что хотите сыграть, но при отсутствии нот, полагаю, следует поберечь свои силы для них.

Кроме того, как я уже говорил выше, при вслушивании в понравившуюся вам музыку вы заметите, что в нотных листах порой пропущены некоторые нюансы, которые привносят изюминку в записи. Так что в результате вы все равно будете вынуждены что-нибудь подбирать, а готовые ноты можно использовать как отправную точку.

Определите структуру песни — куплет, припев, бридж и пр. Даже если вам не нужно подбирать всю песню, полная схема может быть весьма полезной, поскольку если у вас не получается расслышать аккорды в какой-то момент, то, зная, что подобная структура встречается еще где-нибудь в песне, вы можете прислушаться — возможно, там вы найдете все то же самое.

Поэтому при прослушивании песни обращайте внимание на такие тонкости. Например, при использовании CD-плеера вы можете расписать секции на бумаге с указанием времени начала секции, чтобы потом снова их находить. Transcribe! И некоторые другие софты позволяют выставлять маркеры.

При необходимости следует настроить звучание записи в соответствии с вашим инструментом. Если вы используете проигрыватель, в котором нет такой функции, можете сделать все наоборот и настроить инструмент под произведение. К слову сказать, некоторые рекомендуют осуществлять транскрибирование только на слух без использования инструмента.

Если у вас получается так — отлично, но данная статья предназначается не для таких опытных музыкантов. Я советую использовать гитару или клавишные и постоянно проверять транскрипцию посредством ее отдельного от песни проигрывания и определения правильности ее звучания.

Итак, начинаем. Подбор музыки можно сравнить со складыванием пазла. Когда вы начинаете собирать пазл, сначала вы берете простые фрагменты. Когда они заканчиваются, вы рассчитываете, что сложные фрагменты сами встанут там, где нужно.

Аналогично начинайте транскрипцию с моментов, которые легко определяются. Зачастую это любые хорошо слышимые инструменты, которые играют на одной ноте (включая вокал). Как правило, разобрать составные ноты аккорда довольно тяжело, поэтому не начинайте с них, приступайте сначала к мелодии. Зацикливайте по фразе за один раз, проигрывайте ее до тех пор, пока не определите ноты. Записав их, продолжайте дальше.

После этого возьмитесь за басовую партию. В случае ее неясного, нечеткого звучания поднимите ее высоту: в Transcribe! и других программах реализована возможность поднятия высоты на октаву без ускорения записи. Это сделает басовую линию более разборчивой.

Бас-партия окажет ощутимую пользу, когда вы начтете подбирать аккорды, поскольку басисты, как правило, играют опорную ноту аккорда, либо 3-ю, либо 5-ю ступень, поэтому, зная басовую партию, вы сможете лучше определить, какие аккорды играются.

Не забывайте, при возникновении сложностей стоит послушать другие места в композиции с такой же последовательностью.

По тому же принципу запишите все остальные риффы и фигуры с четким звучанием.

Теперь настал черед гармонии. Это наиболее сложная часть, поэтому будем разбираться с ней постепенно, шаг за шагом. Выберите какую-либо ноту, которую вы можете определить в аккорде (зачастую проще расслышать верхние ноты), поэтому запишите любые ноты, которые вы услышали в аккорде.

Как правило, в гармонии используется «голосоведение», при котором вы слышите отчетливую ноту («голос», это может быть не только вокал, а любой инструмент) в гармонии, которая переходит в следующую ноту выше или ниже либо не изменяется при смене аккорда. Они зачастую легко определяются, поэтому подберите и запишите их.

После того, как подберете все отдельные ноты, которые сможете, приступайте к определению аккордов. Тут многое зависит от вашего опыта и знания музыкальных стилей. Достаточный опыт в нужном стиле подскажет вам, какие виды аккордов и аккордовых прогрессий встречаются в нем наиболее часто.

Басовая линия, мелодия и ключевое звено гармонии, уже подобранные вами, помогут вам ограничить подходящие варианты, и вы сможете исполнить возможные аккорды на инструменте, чтобы проверить, подходят ли они.

Однако, если это альтерированный доминантаккорд, о котором вы ничего не знаете, то вам будет непросто, хотя вы все-таки можете найти что-нибудь подходящее, даже не зная при этом его названия. Играя отдельные ноты на инструменте, и слушая в то же время аккорд на записи, вы облегчите себе этот процесс.

Сыграли «до», подходит? До-диез? Ре? Если вы найдете подходящую ноту, то она наверняка будет являться частью аккорда. Спектральный анализатор Transcribe! существенно поможет вам в этом.

Рассмотренный подход предполагает, что в вашей транскрипции будут обозначены аккорды, но, естественно, бывает нужно сделать полную транскрипцию композиции, нота в ноту. В этом случае все зависит от вас. Но по-прежнему будет полезно думать, базируясь на аккордах, что поможет разобраться.

Вот рекомендация, воспользовавшись которой, вы сможете легче определить правильную тональность композиции. Это может приводить к дополнительным сложностям, поскольку во многих песнях первым аккордом определяется и тональность, зачастую это не так.

Обратите внимание, наоборот, на окончание композиции. Доиграв до конца, насвистите заключительную часть «Shave and a haircut» как указано ниже: (тут она написана в до-мажоре):

shave

Просвистывайте ее в той тональности, которая подходит в плане звучание под произведение. Требуемая тональность является последней нотой финала «Shave and a haircut». Этот способ действителен для мажорных тональностей.

Для минорных тональностей зачастую нужная тональность определяется начальным аккордом мелодии при условии, что в названии нет слова «Autumn» (к примеру, Autumn Leaves, Autumn in New York).

Однако минорный аккорд в самом начале произведения еще не свидетельствует о том, что он написан в минорной тональности — например, песня «It don't mean a thing» начинается с Gm, однако написана она в си-бемоль мажоре, что определяется с помощью теста «shave and a haircut».

Еще рекомендация для определения ритмического размера быстро сыгранных нот.

Представьте, что кто-то очень быстро сыграл две ноты (трынь-трынь), и вы не можете понять, что это было — восьмые? Шестнадцатые? Часть триоли? Чтобы определить ноты, нужно настучать рукой в четвертную пульсацию песни и одновременно спеть это «трынь-трынь», но все это непрерывно и с одинаковой скоростью — «трынь-трынь-трынь-трынь-трынь...» и т.д.

Все, что от вас требуется, это сосчитать, сколько таких «трынь» содержит четвертная нота. Если две, то это восьмые. Если шесть, тогда триоль шестнадцатыми. Чтобы спеть без ошибок более сложные фразы, их следует выучить. Пойте их и в то же время отстукивайте рукой ритм (не используя запись, самостоятельно), после чего замедлитесь и поделите ритм более быстрыми хлопками.

Разделение ритма на достаточно маленькие части позволит вам выяснить, что каждая нота фразы приходится на одну из долей, а, посчитав, сколько долей содержит отсчитываемая вами четвертная нота, и какая доля попадает на каждую ноту, вы сможете определить ритм.

Ну, и в завершение, позволю себе еретическое замечание. Если вы хотите играть композицию самостоятельно, не обязательно добиваться абсолютной точности транскрипции. Если вам попадается что-то очень сложное, с чем вы не можете разобраться, попробуйте сымпровизировать в этот момент! При хорошем звучании к вам никто не будет придираться!

________________________________________________

Автор: Энди Робинсон | Перевод: Ирина Кипаренко
Источник: www.seventhstring.com
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!