Запись речи

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Запись речи

Статей на тему записи вокала и музыкальных инструментов немало, а вот статей о записи речи почти нет. Почему так? На первый взгляд может показаться, что запись речи в принципе ничем не отличается от записи вокала и, следовательно, писать на эту тему отдельную статью нет никакого смысла.

Но, несмотря на то, что запись вокала и речи имеют много общего, это всё же разные вещи, примерно такие же разные, как запись акустической и электрогитары или как запись академического и рок-вокала.

Отсюда следует, что процесс записи речи имеет ряд особенностей, о которых нужно знать каждому звукорежиссёру, если он желает получить качественную запись в итоге. Собственно в этой статье мы и рассмотрим с вами все самые главные моменты, касающиеся записи речи.

Предварительная подготовка

Для ускорения процесса записи и упрощения работы исполнителя над текстом, текст, даже если он совсем короткий, желательно использовать в распечатанном виде.

Обязательно использование абзацев, каждый из которых несет в себе законченную мысль.

Фразы по возможности следует делать максимально короткими и несложными по конструкции.

Громкость речи

Прежде следует помнить, что на качество конечного результата влияют не только технические условия записи, но и дикция исполнителя. При отсутствии хорошей дикции речь в итоге будет невнятной. Не следует также и форсировать голос перед микрофоном без особой на то надобности.

При выборе громкости подобает ориентироваться на тот эффект, который подразумевает конкретная запись. Чрезмерное снижение громкости приводит к изменению тембра голоса, делает его низким и тяжелым. К тому же небольшая громкость способствует повышению слышимости посторонних шумов за счёт уменьшения соотношения сигнал/шум. Поэтому для получения нужных оттенков голоса целесообразней использовать оттенки голоса, а не изменения его громкости.

Положение микрофона

Запись одного исполнителя обычно требует наличия одного микрофона с односторонней направленностью. Расстояние между исполнителем и микрофоном может варьироваться от нескольких сантиметров до метра.

Микрофон можно установить на небольшой стойке прямо столе или на высокой стойке на полу, в зависимости от положения самого исполнителя. Главное, чтобы микрофон располагался на одном уровне с лицом человека.

Если поместить микрофон на близком расстоянии, например в 5-10 см ото рта, это поспособствует как выявлению малейших голосовых нюансов, так и подчеркиванию различных речевых дефектов. В частности станет сильнее шум дыхания и усилится шипение глухих согласных.

Если же микрофон имеет диаграмму направленности типа «восьмерка», то слишком маленькое расстояние между ним и исполнителем выделит низкие частоты, что в свою очередь скорей всего приведет к искажению тембра. Поэтому микрофоны такого типа желательно размещать от исполнителя на большем расстоянии, чем однонаправленные.

Вышеперечисленные дефекты можно ослабить легким поворотом головы в сторону от оси предельной чувствительности микрофона, но это может также повлиять и на звуковой план, поэтому следует быть осторожным.

Для устранения приглушенности и некоторой непрозрачности звучания можно попробовать поместить микрофон наоборот прямо перед исполнителем.

Запись шепота

Чтобы сделать звук шепота более естественным и не особо подчеркивать шипящие/свистящие призвуки, исполнителя следует разместить так, чтобы расстояние между ним и микрофоном равнялось около 15 см.

Даже при использовании поп-фильтра микрофон желательно повернуть под таким углом к лицу исполнителя, чтобы поток выдыхаемого воздуха не попадал непосредственно на мембрану.

Работа с шипящими/свистящими

Во время записи речи, как и при записи вокала, очень часто встречается такой дефект, как подчёркивание свистящих и шипящих согласных.

Прежде всего, следует подобрать для исполнителя такой микрофон, который будет в наименьшей степени подчеркивать свистящие и шипящие согласные без ущерба для ясности и прозрачности звучания.

Если микрофон всего один, то следует поэкспериментировать с его положением под разными углами к исполнителю до тех пор, пока не удастся найти то положение, при котором дефект станет менее заметным.

Исполнителю для решения этой проблемы также следует произносить слова более мягко.

Поведение исполнителя в процессе записи

Если исполнитель допустил оговорку, не нужно сразу же останавливать запись. Целесообразней подождать пару секунд и произнести предыдущее предложение сначала, ибо на этапе монтажа будет гораздо легче заменить целое предложение с ошибкой, нежели одно слово, произнесенное неправильно.

Помните, что в большинстве случаев бывает трудно уловить границу между неверно произнесённым словом и последним слогом предшествующего ему слова, что очень сильно осложняет работу звукорежиссёра в процессе монтажа.

Стоит отметить, что и отдельно повторенное слово может звучать несколько иначе, чем все предыдущие слова и явно выделяться на их фоне.

Запись трудно произносимых фраз

При наличии трудно произносимых фраз, отличающихся художественной ценностью, их следует записывать отдельно.

Для обеспечения нужного интонационного настроя, который помогает скрыть тот факт, что запись была сделана по частям, записывать следует не только нужную фразу, но еще и 1-3 ей предшествующих. После необходимую фразу вырезают и добавляют при монтаже в конечный вариант на место неудачной.

Запись диалога

При записи диалога одним моно-микрофоном рекомендуется использование модели с диаграммой направленности типа «восьмерка». Исполнителей следует расположить по сторонам от микрофона на оси его максимальной чувствительности.

В случае с односторонне направленным микрофоном следует разместить исполнителей напротив друг друга в области угла, который перекрывается диаграммой направленности.

При сильной разнице между громкостью голосов микрофон нужно развернуть таким образом, чтобы исполнитель с более сильным голосом находился на периферии угла охвата диаграммы направленности.

Если помещение отличается высоким уровнем естественной реверберации, то такое расположение может стать причиной разнохарактерности в звучании голосов. Тогда исполнителям следует расположиться друг к другу лицом на достаточно близком расстоянии от микрофона.

Руководствуясь простыми правилами, изложенными в данной статье, можно значительно ускорить и усовершенствовать процесс записи речи, чего вам и желаем!

vocal-688___________________________________

Авторы: Ирина Кипаренко, Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Комментарии 

0 05.03.2012 01:40 Юра Рябков
От себя могу добавить, что подготовленный диктор всегда приходит с текстом и как правило всегда занимает правильное положение относительно микрофона.
При многомикрофонной записи например театрального коллектива тоже особой "парки" нет: все становятся "кучками" по 3 человека на микрофон. Главное- расположить микрофоны на против друг друга (при кардиоидной направленности), тогда будет наилучший контакт между актёрами и взаимопроникновение между микрофонами будет меньше. В этом случае, при сведении остаётся правильно "порезать" и "подвинуть" диалоги для сохранения динамики общения.