О микшерных пультах и их выборе

Аудиокурс "Сам себе звукорежиссёр"

О микшерных пультах и их выборе

Микшерный пульт представляет собой многофункциональное устройство, в задачи которого входит маршрутизация, коррекция и суммирование звуковых сигналов нескольких источников в один или несколько сигналов.

Существуют пассивные и активные микшерные пульты. В пассивных устройствах задействованы только пассивные элементы, которые могут работать без источника питания. Соответственно в активных микшерных пультах используются активные элементы, для функционирования которых требуется источник питания.

Микшерные пульты условно делятся на диджейские, концертные, студийные, для радиовещания и прочие. У каждой области деятельности своя специфика, поэтому при выборе микшерного пульта следует учитывать сферу, в которой он будет использоваться.

К примеру, параметры и стоимость студийного микшерного пульта отличаются от аналогичных показателей концертного.

В студийной работе ценится, прежде всего, уровень качества звука и возможность сохранения настроек с целью их дальнейшего использования.

В концертной же деятельности больше внимания уделяют надежности и удобству оперативной работы, а при выездном типе деятельности ориентируются еще и на мобильность.

У диджейских пультов меньше каналов, чем у концертных, но в них реализованы функции, предназначенные как раз для работы ди-джея — во время концертов и в студийных условиях они будут, скорее всего, бесполезны.

Поэтому при выборе микшерного пульта стоит, прежде всего, определиться, где и для чего вы будете его использовать.

У микшерных пультов может быть встроенный цифровой процессор эффектов. Пульт, имеющий встроенный процессор эффектов, кажется более полезным, но тут следует учитывать, что стоимость качественного цифрового процессора эффектов может достигать нескольких тысяч долларов, поэтому ждать действительно хорошего качества от процессора, встроенного в бюджетный микшерный пульт, не стоит.

Это утверждение касается и микрофонных предусилителей. Стоимость более или менее качественного микрофонного предусилителя начального уровня составляет как минимум 100-150 $. Получается, что, к примеру, у восьмиканального пульта стоимость только предусилителей будет находиться в пределах 1000-1200 $.

Понятно, что цена в 200-300 $ является нереальной для пульта с 8-ю микрофонными входами с качественными предусилителями. Поэтому не стоит верить рекламным заверениям о предусилителях студийного класса в очевидно бюджетном микшерном пульте.

В микшерные пульты могут быть встроены и усилители мощности. Встроенный усилитель может использоваться в качестве мониторного или, например, исполнять функции основного усилителя в небольших инсталляциях.

Микшерные пульты со встроенным усилителем могут иметь как вид обычного настольного так и вид типа чемодана.

Так как конструкция блока усилителя мощности довольно громоздкая, его можно встроить только в достаточно большой по размеру микшерный пульт.

Микшерные пульты в виде чемодана имеют один существенный недостаток — вертикально расположенная панель управления весьма неудобна при оперативной работе, да и с большим количеством регуляторов такой микшер станет похожим на шкаф.

В зависимости от количества каналов микшерные пульты делятся на портативные, переносные и стационарные.

Портативные микшерные пульты — это компактные устройства преимущественно бюджетного класса, в которых используются круговые потенциометры, заменившие собой линейные фейдеры. Такие пульты отличаются небольшими размерами и весом, что позволяет легко носить их с собой.

port1port2port3port4port5port6

Так как у портативных пультов небольшое количество каналов, область их применения ограничивается проведением различных мероприятий, где нет потребности в подключении музыкальных инструментов. Такие устройства можно задействовать и в домашней студии.

Переносные микшерные пульты — это полупрофессиональные и профессиональные устройства, которые применяются при организации различных мероприятий (концерты, студийная звукозапись и др.). Такие устройства имеют заметно больше каналов, чем портативные модели.

peren1peren2peren3peren4peren5peren6

Стационарные микшерные пульты — это профессиональные устройства, в которых реализовано большое количество каналов. Используют их при проведении больших концертов и в студиях звукозаписи профессионального уровня.

prof1prof2prof3prof4prof5prof6

Существуют также аналоговые и цифровые микшерные пульты

Цифровые пульты можно легко подключать к компьютеру через цифровые входы/выходы, чтобы качественно и без потерь передать сигнал. В цифровых микшерных пультах есть моторизованные фейдеры, которые могут управлять уровнями сигналов и работа которых может осуществляться в нескольких режимах.

В цифровых пультах реализована также возможность запоминания настроек, что может очень пригодиться при работе с большим количеством разных проектов. Стоимость цифровых пультов в среднем заметно выше стоимости аналоговых, поэтому сфера их применения ограничивается высокобюджетными студиями звукозаписи и сложными концертными инсталляциями.

Основные характеристики микшерных пультов

Количество каналов. Здесь главным образом следует учитывать, что один стереовход — это два канала. Зачастую микрофоны подключают через монофонические входы, а для синтезаторов задействуют 2 моноканала или 1 стерео.

Виды каналов. Обычно у микшерных пультов есть микрофонные и линейные входы, которые могут быть балансными и небалансными. У большинства пультов балансные входы, что способствует снижению уровня шумов. Поэтому следует применять балансные, преимущественно XLR-разъемы.

Эквалайзеры. Модели бюджетного класса имеют каналы, оборудованные либо обычными 2-3-х полосными эквалайзерами, либо 3-х полосными эквалайзерами с перестраиваемой серединой. Второй вариант более удобен на практике, так как позволяет осуществить более тонкую коррекцию сигнала в диапазоне средних частот.

Интерфейс микшерного пульта

В целом, все элементы управления микшера можно разделить на две группы: управляющие сигналом канала и управляющие суммарным сигналом.

Каждый канал микшерного пульта обычно содержит:

  • Микрофонный XLR-вход.
  • Линейный вход 1/4' TRS («толстый» джек).
  • Разрыв (Insert), который обеспечивает направление сигнала на внешнее устройство обработки и его прием обратно от этого устройства.
  • Эквалайзер.
  • Посыл (Send), который делает возможным подмешивание в сигнал канала обработанный сигнал от внешнего устройства обработки.
  • Регулятор панорамы, отвечающий за управление уровнем сигнала, который будет направляться в общие левый и правый каналы.
  • Коммутацию, при которой с помощью кнопок определяется активность и маршрут сигнала.
  • Регулятор уровня громкости.

Кроме того, в большинстве крупных пультов есть подгруппы, позволяющие объединить каналы для дальнейшего совместного управления ими. Допустим, что барабанной установке выделили 8 отдельных каналов. Для уменьшения или увеличения уровня громкости всей ударной установки нужно одновременно переместить все 8 регуляторов этих каналов.

Однако существует более простое решение этой задачи, которое заключается в направлении сигналов этих каналов в подгруппу, после чего можно будет изменить уровень звучания всей установки, переместив один единственный регулятор уровня этой подгруппы.

Также специальная секция микшерного пульта часто содержит элементы управления общим сигналом, выход на наушники, коммутацию сигналов от внешних устройств обработки и внешнего источника сигнала и др.

Выбор микшерного пульта

1. Выбирая микшерный пульт, следует учитывать, какие задачи он должен решать. Если планируется его использование в домашней студии, то здесь, прежде всего, ориентируются на количество каналов и интерфейс. Если будут подключаться только, допустим, синтезатор, гитара и микрофон, то в этом случае хватит и 4 каналов. Если же планируется задействовать и другие музыкальные инструменты, то тут уже следует поискать микшер с большим количеством каналов.

2. Встроенный процессор эффектов не стоит применять для записи, он больше подойдет для игры в домашних условиях, позволяя оживить звучание.

3. Если основной задачей является звукозапись в домашних условиях, то здесь рекомендуется обратить внимание на пульты со встроенным USB-интерфейсом, так как в них предоставлена возможность интегрирования и с программным обеспечением.

4. При концертной деятельности уже не обойтись без многоканального микшерного пульта. Если мероприятия имеют непрофессиональный характер, то здесь целесообразней руководствоваться соотношением стоимость/качество/количество каналов.

Что ж, на этом данную статью мы, пожалуй, и закончим. Надеемся, что теперь вам стало понятно, что такое микшерный пульт, и какой выбрать для своей студийной, концертной или другой звуковой деятельности.

mixixng-688

____________________

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Комментарии 

0 07.01.2014 19:29 ueue
меня поразил этот монолог, но , если я уже купил аудио карту и микшир с USB мне покупать былобы наверно затратно, я думал что куплю микшир и объяденю с картой
с вашей статьей , я понял, что может пригодится мне цифровой микшир , хотя нет, я понял что карта будет лишней , просто трата денег у меня выходит, и карта будет на полке
тогда думаю микшир аналогавый с эквалайзером , ну тока вот хорошее нашел в одном 3-полосный EQ и 2-полосный EQ на стерео-входах , надеюсь для дом записи пойдет, хотя и цифровой вроде хороший выбрал, там вроде много то, что вы описали, или модель такая , я думаю что соеденение такое будет. микрафон\микрафонный процессор , и от него к карте или как? если микшир к карте, то куда от пред усилителя подсоеденять?
Цитировать
0 10.04.2014 20:50 andrew_spb
Цитирую ueue:
меня поразил этот монолог, но , //////// если микшир к карте, то куда от пред усилителя подсоеденять?

Интересно вы пишите однако... у микшера есть линейные входы, куда цепляются все "микрофонные процессоры и прочее". Что касается "карта на полке"... сегодня у вас одна карта, завтра другая...Удачно и правильно выбранный микшер может пережить несколько карт.... Цифровой или аналоговый... тоже не простой вопрос для любителя, скажем так = хороший аналог купить легче, чем плохую цифру... да и удобнее они в оперативной работе. Да и цена владения - меньше
Цитировать
0 16.02.2016 03:29 Евген
Здравствуйте!подскажите в цепи подключения - пассивный Микшерный пульт Phonic AM 220 + ламповый микрофон + актив.акустика.+ компьютер с офисной звуковой картой.нужна ли внешняя звук карта или усилитель
Цитировать
0 16.02.2016 09:15 andrew_spb
Цитирую Евген:
нужна ли внешняя звук карта или усилитель

Скажем так, можно без нее обойтись. А вообще это зависит от ваших задач и требований к качеству и коммутации.
Цитировать
0 30.10.2017 21:20 ХАРИС
ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КНОПКА PHONES В МИКШЕРНЫХ ПУЛЬТАХ В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЕЁ ФУНКЦИЯ...
Цитировать
0 31.10.2017 08:00 andrew_spb
Цитирую ХАРИС:
ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КНОПКА PHONES В МИКШЕРНЫХ ПУЛЬТАХ В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЕЁ ФУНКЦИЯ...

Чисто по логике - она отправляет сигнал на телефоны (если эта кнопка на канале сидит). Но вообще у большинства микшеров есть отдельный выход на телефоны, а вот что на него пойдет - зависит от коммутации.
Цитировать
0 09.06.2018 01:17 ИринаС
Phones - это наушники вообще-то.))
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить