Пространственная обработка

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Пространственная обработка

Пространственная обработка призвана придать готовому, сбалансированному и вычищенному миксу целостное и объёмное звучание. Применение разнообразных приборов и программ на этой стадии можно условно поделить на два направления.

1. Любой эффект может играть творческую роль. Например повторения на голосе или на гитаре (дилэй), прежде всего, имеют отношение к драматургии произведения, и только потом к его пространственной обработке.

2. Определенные алгоритмы и процессоры позволяют локализировать определенные звуки в пространстве микса. В результате слушателю кажется, что тот или иной инструмент расположен ближе или дальше, выше или ниже.

Для локализации инструментов используются следующие приборы:

Ревербераторы

Люди, хоть немного знакомые со звукозаписью, должны понимать, что означает термин «реверберация». Ревербераторы имитируют отражения и таким образом придают объем и характерный так называемый «реверберационный хвост» звучанию наподобие эха, но без явных повторений.

Разные алгоритмы реверберации обеспечивают имитацию помещений, в которых осуществляется запись, или средств пространственной обработки, которые существовали еще до появления цифровых процессоров (эхо-камера, листовые, пружинные ревербераторы и пр.).

Задержки (дилэи)

Дилэй представляет собой прибор, предназначенный для задержки сигнала и его воспроизведения через небольшой промежуток времени. При пространственной обработке устройство имитирует отражение звука от стен и прочих поверхностей. Отражения имеют вид отчетливых повторений.

Чтобы пространственные отражения выглядели естественными, повторения следует формировать с учетом законов физики в звуке. Например, время задержки, за которое звук преодолевает 100 м, позволяет создать ощущение стены в 50 метрах от нас: звук сначала проходит расстояние от источника до стены, а затем — от стены к источнику.

Скорость звука составляет примерно 330-340 метров в секунду, поэтому время задержки должно равняться примерно 295-300 миллисекунд.

Плюс ко всему необходимо учитывать тот факт, что при прохождении расстояний угасание высоких частот происходит более быстро, и повторениям требуется эквализация, предпочтительно с помощью фильтра среза высоких частот.

Хорусы

Хорус, наподобие ревербератора, придает объем. Однако в отличие от последнего, хорус не способствует формированию хвостов и не удаляет звук в глубину микса. Однако он позволяет придавать монофоническим звукам стереофоническую окраску и более гармонично размещать их в миксе. Кроме того, он смягчает и обогащает стереодорожки.

Хорус представляет собой тот же набор линий задержки, только они очень короткие. Можно сказать, что он размножает исходный сигнал путем смещения его по времени на незначительные значения.

Хорус следует использовать осторожно. Обусловлено это тем, что дублирование сигнала, как и любые сложения, может спровоцировать возникновение противофазы. Да и чрезмерно большое количество хоруса делает звук слишком выделяющимся.

Эквалайзеры

Поскольку эти приборы могут оказывать влияние на пространственную картину, им также стоит уделить внимание.

Эквалайзеры тоже позволяют приближать и удалять звук. Более высокочастотные звуки будут казаться расположенными ближе, в то время как звуки с обрезанным верхом — дальше. Плюс ко всему с помощью данных приборов можно локализировать инструменты вертикально, то есть размещать их выше или ниже в пространстве.

К сожалению, в одной статье не получается подробно осветить всю информацию по теме. Поэтому здесь мы вкратце рассказали, какое значение для пространственной обработки имеет тот или иной прибор.

Более подробно об этой теме читайте в статье «Пространственная обработка звука», а также изучайте наши бесплатные и платные обучающие курсы.

440x66 - mixing

________________________

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!