7 золотых правил эквализации

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

7 золотых правил эквализации

эквалайзер

Эта статья нацелена больше на начинающих, но даже если вы уже более-менее продвинутый, то не исключено, что найдете в ней что-либо для себя полезное.

В этой статье я не буду рассказывать вам об устройстве эквалайзера и его назначении — это тема отдельной статьи. Здесь же я расскажу вам о семи главных правилах, которые помогут вам научиться делать эквализацию инструментов, вокала и микса правильно, а значит, более качественно и эффективно.

Ну что же, поехали!

Правило № 1: Не эквализировать всё подряд

Прежде чем включить эквалайзер и сдвинуть с места хоть один его регулятор, нужно убедиться, что эквализация в данном случае действительно нужна.Эквализация используется для совершенно конкретных целей, а не всегда и везде где только вздумается.

Как понять, в каком случае нужна эквализация? Давайте разберемся. Существует всего три причины, по которым есть смысл применять эквалайзер.

Причина № 1 — Лучше уложить инструмент в микс

Очень часто бывает так, что какой-то инструмент не хочет, что называется, ложиться в микс, звучит как бы отдельно от других, выпирает по громкости, выделяется тембрально, а при понижении уровня, наоборот теряется в общем миксе.

Вот в таком случае проблема может быть решена (в том числе) с помощью эквализации. Изменение АЧХ позволит инструменту лучше слиться с остальными и лечь в микс.

Причина № 2 — Скорректировать тембр инструмента

Тембру какого-то инструмента также может и чего-то «не хватать». Например, прозрачности, глубины, объёма, плотности и т. д. За счет изменения АЧХ эквалайзером, мы можем изменить тембр инструмента очень существенно и придать ему нужное звучание.

Причина № 3 — Создать определенный звуковой эффект

Ну и здесь уже, я думаю, понятно. Эквалайзер можно применять в художественных целях, то есть для создания различных спецэффектов. Самый банальный пример: срез высоких частот для создания эффекта звучания за закрытой дверью; или существенное усиление средних частот и почти полное вырезание низких и высоких для имитации звучания голоса из телефонной трубки.

Выходит, если инструмент ложится в микс легко, его тембр вас устраивает, а создание спецэффектов не требуется — значит, очевидно, что эквализация с вероятностью 99 % не нужна. Другое дело, что на практике так случается редко. Но случается.

Правило № 2: Знайте меру

Эквалайзер хоть и предназначен для коррекции тембра, чтобы сделать звучание лучше, им нужно пользоваться с осторожностью, так как он вносит в звук достаточно существенные искажения. Конечно, при грамотном, дозированном использовании эти искажения не будут заметны, но стоит немного перестараться — и звук будет испорчен.

Как понять, когда уже достаточно?

На самом деле это довольно сложный вопрос, потому как то, что будет достаточным в одном случае, может быть совершенно недостаточным в другом.

Но всё же, как начинающему понять, когда уже точно достаточно и надо остановиться?

Совет № 1. Если при изменении уровня какой-либо частотной группы более чем на 6 дБ вы не слышите заметного изменения в звучании, то, возможно, вы ошиблись с частотой.

Совет № 2. Если для достижения нужного звучания вам требуется делать усиление или понижение уровня на 12 дБ и более, это может свидетельствовать о том, что с самим исходным звучанием что-то не так, раз он требует такой грубой частотной коррекции.

Если есть возможность, то инструмент в таком случае лучше просто заново записать, но теперь уже с учетом всплывших на сведении недостатков.

Например, вокал выбивается из микса и своей серединой режет слух. Вы нашли проблемный участок — он находится в районе 2-2,5 кГц — и пытаетесь вырезать его эквалайзером. Что в итоге? В итоге вокал по тембру действительно становится заметно мягче, но так как этот участок спектра в определенной степени отвечает и за разборчивость слов, разборчивость слов теряется. Да и по ощущению вокал уезжает на задний план. В итоге он просто не сводится.

Выход быть может один — перезаписать вокал, используя другой микрофон или другое положение микрофона, дающее более мягкое звучание с хорошей при этом разборчивостью слов.

Совет № 3. Сравнивайте эквализированный вариант с исходным при прослушивании в миксе и спрашивайте себя: какой вариант действительно лучше звучит? При этом обращаю ваше внимание, звучит именно в миксе — при прослушивании в режиме «соло», эквализированный инструмент может звучать совершенно ужасно.

Важно то, как звучит инструмент/вокал именно в миксе. Если вам кажется, что эквализированный инструмент звучит хуже, значит вы, скорее всего, с эквализацией перестарались и нужно внести коррективы.

То есть, если тембр стал, допустим, слишком тонким, следует сделать меньше понижение/срез низких частот. Или, если обработанный вариант кажется излишне «металлическим» и острым, то значит, дело в неправильной коррекции высоких и/или средних частот.

Конечно, в этом деле нужен опыт, но всё же старайтесь использовать эквалайзер осторожно и постоянно проверяйте результат до и после.

Возьмите себе за правило: сделали действие — сравнили результат. То есть, например, включили ВЧ-фильтр, срезали им частоты ниже 100 Гц у вокала — послушайте результат и задайте себе вопрос: стало ли лучше? Стало? Замечательно. Не стало? Тогда ищем причину: слишком низкая/высокая частота спада фильтра; целесообразность применения ВЧ-фильтра в данном случае вообще и т. д.

Правило № 3: Больше понижаем, меньше повышаем

Работа любого эквалайзера менее заметна при понижении уровня частот и более заметна при повышении. Поэтому при коррекции амплитудно-частотной характеристики следует стараться понижать уровень частот, а не повышать.

Нет, я вовсе не говорю, что нельзя эквалайзеру работать на повышение. В конце концов, если бы это так сильно портило звучание, во всех нормальных эквалайзерах такой функции просто не было бы, и все эквалайзеры работали бы исключительно на понижение.

Но всё же нужно понимать, что при повышении частот любой эквалайзер вносит в тембр больше искажений, чем при понижении. Поэтому с целью как можно меньше исковеркать звучание, лучше стараться сильно частоты не повышать.

На самом деле, необходимость добавить одних частот вполне может быть решена убавлением других. То есть, образно говоря, если вам хочется добавить высоких — убавьте средние и низ.

Если и можно усиливать, то насколько?

Опять же, нет однозначного ответа на этот вопрос. Но лично я не рекомендовал бы делать усиление частот более чем на 6 дБ без видимой на то необходимости.

С другой стороны, быть принципиальным в этих вопросах тоже нельзя. Если усиление какой-то частотной группы на 10 дБ дает действительно отличное звучание, то почему бы так тогда и не сделать.

Правило № 4: Чем выше частота, тем шире полоса пропускания

Это одно из ключевых правил эквализации и относится оно к работе с любыми эквалайзерами, позволяющими корректировать ширину полосы пропускания.

Следует всегда точно и выверено подбирать ширину полосы. При работе в диапазоне низких частот лучше оперировать более узкими полосами, потому что в противном случае вы рискуете утратить низ.

При коррекции высоких частот рекомендуется работать с более широкими полосами.

Но, тем не менее, слишком широкая полоса пропускания при работе в ВЧ-диапазоне на понижение может вызвать и потерю яркости тембра, в результате чего звучание станет плоским и тусклым.

Правило № 5: Используйте анализатор спектра

При любой обработке звука, а при эквализации — особенно, я настоятельно рекомендую использовать спектральный анализатор для визуального отображения АЧХ сигнала.

Анализатор будет в реальном времени отображать амплитудно-частотную характеристику и тем самым поможет увидеть те ее отклонения и изменения, которые трудно, а порой и вовсе невозможно расслышать.

Анализатор спектра поможет, например, определить, на каких частотах происходит перекрытие спектров, какие частоты слишком громкие, а где наоборот имеются провалы.

Ну, а о том, как использовать спектральный анализатор, вы сможете подробнее узнать из моего отдельного урока, посвященного этой теме.

Правило № 6: Универсальных эквалайзеров не существует

Нужно помнить, что каких-то полностью универсальных эквалайзеров не бывает. Вам, возможно, придется подбирать наиболее подходящий прибор для каждого случая. Хотя со временем поиски перестанут отнимать ваше время, так как вы уже будете знать, какой эквалайзер в каком случае подходит больше.

В целом же, если выбирать между графическим и параметрическим эквалайзером, то я отдаю однозначное предпочтение второму. Параметрический эквалайзер труднее в освоении и настройке (особенно для новичков), но зато позволяет изменять АЧХ сигнала значительно точнее, чем графический.

А также я рекомендую иметь в наличии эквалайзер с достаточным количеством полос — не менее 4, а лучше 6-8, чтобы можно было произвести коррекцию достаточно тонко, выверено и аккуратно.

Правило № 7: Забудьте о пресетах

Ну и уясните раз и навсегда, что при работе с эквалайзером пресеты допускается использовать только в одном единственном случае — когда эквалайзер используется в художественных целях.

При любой технической обработке, будь то коррекция тембра или решение частотного конфликта, никаких пресетов использовать нельзя. Даже в похожих случаях одни и те же настройки эквалайзеров дадут совершенно разный результат.

В каждом случае эквалайзер нужно настраивать вручную.

Таблиц с четким определением частот, нуждающихся в вырезании или усилении именно в вашем конкретном случае, тоже не существует.

Нисколько не сомневаюсь, что вы не раз встречали таблицы, где указывалось, какие частоты каких инструментов следует корректировать и что это всё в итоге дает. Но не все понимают, что значения, приведенные в этих таблицах — усредненные — считай, условные. То есть это вовсе не значит, что на гитаре, которая звучит в вашем миксе, будет нужно усиливать именно диапазон 200-400 Гц; вовсе не значит, что нужно будет срезать именно 4 кГц и т. д.

К любой работе со звуком требуется осмысленный подход, особенно к такой важной его составляющей как эквализация. Бездумное копирование чужих настроек, поиск «волшебных» пресетов, и хаотичное кручение ручек ни к чему хорошему не приведет. Только сознательный подход к работе повлечет за собой результат.

Поэтому, повторюсь, что если вы хотите использовать эквалайзер, то в первую очередь вам нужно знать, как он устроен и как им пользоваться. А во вторую очередь подобает четко знать, что́ вам даст его использование в данном конкретном случае.

И это на самом деле касается всего, что относится к профессиональной работе со звуком: акустического оформления и звукоизоляции помещений, выбора оборудования, процесса записи, сведения, мастеринга и т. д.

А на этом всё. Желаю вам хорошего звука и максимум вдохновения!

banner-pzpvns

______________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Комментарии 

0 09.07.2019 18:14 Эдвард
Благодарю, Андрей! Как всегда толковая и сжатая статья!
0 12.07.2019 13:02 Роман П.
Спасибо большое за полезную статью!
0 13.07.2019 22:25 Стенли
Благодарю, Андерей!
Для начала пути, как у меня, оченна, оченна полезно! :)