Запись акустической гитары - Понимание рассеивания звука гитары
Одним из главных вопросов при записи акустической гитары является получение требуемого баланса различных шумов, которые производит этот инструмент. Вам многое под силу сделать для изменения гитарного звука в самом источнике, но вы также сможете добиться широкого тонального разнообразия и при грамотном управлении расположением микрофона. Поэтому вам следует разбираться в некоторых базовых принципах того, откуда в гитаре вообще берется звук и как он попадает в микрофон.
Я не открою секрет, если скажу, что корпус инструмента вступает в резонанс с его струнами. Но тут стоит уточнить, что резонируют не только деревянные панели, из которых состоит гитара, но и тот воздух, который находится между ними.
В большинстве случаев воздушный резонанс настраивают еще во время изготовления инструмента, и его частота обычно соответствует примерно 100 Гц. Чрезмерно усилить воздействие воздушного резонанса можно, установив микрофон вблизи резонаторного отверстия на одной оси с ним. Это станет причиной неприятного бубнящего звучания с выскакивающими на некоторых нотах низкочастотными пиками, что зависит от взаимодействия фундаментальных частот с резонансами.
При передвижении микрофона от резонаторного отверстия к грифу резко понижается уровень низких частот (так как воздушные резонансы уже не действуют на микрофон), и одновременно ослабляется окраска, осуществляемая резонансами деревянных панелей. Это делает возможным получение более прямого и яркого звука от струн гитары.
Другим принципом, понимание которого может помочь найти правильный звук, является меньшее ослабление с расстоянием воздушных резонансов и резонансов корпуса, по сравнению со звуками, произведенными непосредственно струнами или шумами механического характера (скрип ладов, призвук касания струн ногтями или медиатором и пр.).
При явной заметности всех этих скрипов/дребезжаний в звучании инструмента вы можете существенно ослабить их, поставив микрофон дальше от гитары. Однако, с другой стороны, такое отдаление микрофона приводит и к уменьшению воспринятого уровня высокочастотной атаки. К тому же обычно в таких звуках присутствует большее количество высоких частот, и поэтому в них сильнее проявляется эффект высокочастотного затенения, чем у менее ярких воздушных и корпусных резонансов.
Итак, стоит отметить, что положение микрофона, при котором струны не находятся в зоне его непосредственной видимости, позволяет получить более теплый и приглушенный тембр.
Напомню вам еще один всем известный факт: акустическая гитара не является точечным источником звука. Иначе говоря, она имеет довольно существенные физические размеры, которые занимают важное место при записи с помощью близко расположенного микрофона. Так как разными частями инструмента излучаются разные частоты в разных направлениях, то присутствует риск получения несбалансированного однобокого звука при чрезмерном фокусировании микрофона на одной точке гитары, например, при его очень близком расположении или при использовании модели с узкой диаграммой направленности.
Однако, с другой стороны, отодвигая микрофон в попытке захватить более естественный звук, вы рискуете поднять чрезмерное количество реверберации помещения и несколько потерять в естественности, шарме и живости, которые придаются звучанию сопутствующими шумами.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Спасибо за помощь
помимо буквального значения "vanilla" также означает что-то вроде "базовый", "исходный".