Эффективное применение диаграмм направленности микрофонов - От теории к практике

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Эффективное применение диаграмм направленности микрофонов - От теории к практике

micscardioidontoms l

Хотя, безусловно, отдельные микрофоны более желательны. Вам вполне хватит одного кардиоидного микрофона для снятия звука с обоих альтов. Он весьма чувствителен спереди и одновременно гарантирует значительное отсечение звуков сзади. Это позволит избежать нежелательного проникновения звука тарелок.

Каким образом эти качества могут помочь при их фактическом применении в процессе записи? Возвратимся к уже знакомой нам кардиоиде.

Нам теперь уже известно, что нужно учитывать неточность частотной характеристики вне оси и повышение НЧ, вызванное «эффектом близости». Однако его направленность позволит удерживать инструменты по отдельности и сведет к минимуму количество отраженного звука.

Тем не менее, неотвратима более существенная окраска любых проникновений или отражений, попавших сзади или с боков, если сравнивать с аналогичным всенаправленным аппаратом. С помощью всенаправленного микрофона можно захватить, безусловно, намного больше звука помещения, но при этом будет наблюдаться и намного меньшее количество окраски.

Вооружившись этими знаниями, вы сможете попробовать расположить свои микрофоны так, чтобы свести к минимуму число звуков вне оси. Этого можно добиться путем использования акустических поглотителей наподобие спальных мешков, пуховых одеял и звукопоглощающего поролона.

К примеру, при записи вокала может возникнуть необходимость в экране сзади головы исполнителя. Он поймает и поглотит звук, который в противном случае отразился бы от задней стены и проник бы во фронтальную и боковые стороны кардиоидного микрофона.

Пригодятся поглотители и сзади и по сторонам микрофона. Также не следует забывать и о потолке. Даже такое импровизированное экранирование может быть очень эффективным. Коммерческие материалы для акустической отделки помещений выглядят более аккуратно, но зато и стоимость их также иной раз поражает.

Применяя эффективные поглотители, вы сможете существенно улучшить качество записи, выполненной с помощью кардиоидного микрофона в комнате с большим количеством отражений.

Однако все же очень немногие кардиоидные микрофоны позволяют получить такой же естественный звук, как у всенаправленных. Это обуславливается способом обращения акустического лабиринта со звуком.

Главная проблема при записи вокала – чрезмерный эффект близости, но ее легко решить установкой между вокалистом и микрофоном поп-фильтра, чтобы исключить возможность слишком близкого расположения певца от микрофона.

Вы можете выбрать всенаправленный микрофон и получить в результате большее количество проникновений или использовать кардиоидный с более сильной последующей окраской, что может стать причиной менее естественного звука.

Во многих случаях с помощью всенаправленного микрофона вы добьетесь значительно лучших результатов, но только при условии предварительной акустической отделки помещения с целью уменьшения количества отражений и проникновений.

Раньше, записывая акустическую гитару, я предпочитал использовать кардиоидный микрофон, но теперь все больше склоняюсь к всенаправленному в сочетании с акустической панелью SE Reflexion Filter:

s

В результате я получаю более естественный звук, не подбирая при этом точное место для микрофона, как в случае с кардиоидной моделью.

Безусловно, не всегда есть необходимость именно в естественном звуке, особенно в поп-музыке, где больше ценится главным образом сочный и насыщенный звук, а не абсолютная натуральность тембров.

micscardioiddiag l

Кардиоида представляет собой комбинацию «восьмерки» и «круга». Она обладает чувствительностью к звукам, идущим с боков и спереди и практически не реагирует на тыловые звуки. Вместо двух капсюлей в большинстве таких микрофонов используется акустический лабиринт, управляющий фазой тыловых звуков. В основе работы суперкардиоиды и гиперкардиоиды лежит тот же самый принцип создания более узкой направленности за счёт уменьшения тыловой отсечки.

Нет необходимости в большом количестве воображения, чтобы оценить все «за» и «против» использования кардиоидных и всенаправленных моделей микрофонов при обычной звукозаписи.

А вот варианты применения «восьмерок» менее очевидны. Первое, что вспоминается, так это использование их с целью снятия стереозвука по методу Mid-side.

Ленточным микрофонам, например, присуща естественная «восьмерка». В 50-е и 60-е годы они пользовались популярностью среди живых групп, так как делали возможным пение двух бэк-вокалистов в противоположные стороны одного микрофона. Сейчас же используют ленточные модели только из-за их характерного тембра.

Однако одной из главных причин использования микрофона с диаграммой направленности в виде восьмерки является не то, как он принимает звук, а то, как он его отбрасывает.

Не забывайте, что такой микрофон абсолютно не чувствителен к звукам, которые прибывают под углом в 90 градусов к его звуковой оси. То есть при наличии двух звуковых источников, расположенных в непосредственной близости друг от друга, зачастую вы сможете существенно улучшить разделение между ними.

Поставьте микрофоны таким образом, чтобы нечувствительная ось каждого микрофона была направлена на источник, от которого вы хотите изолироваться. Этого можно добиться противопоставлением тыловой чувствительности акустического экранирования.

Этот способ может очень пригодится при записи поющего гитариста, так как он позволяет разделить инструмент и голос. Естественно, такое разделение никогда нельзя сделать идеальным. Это обуславливается тем, что звуки не идут из одной точки и отражения от помещения доходят до микрофона под разными углами. Поэтому и рекомендуется использование акустического экранирования.

В микрофонах с переключаемыми типами направленности, соединяются сигналы от двух капсюлей. Самым распространенным является комбинация двух компенсационных кардиоидных. Корректируя уровни и полярности сигналов с этих капсюлей, можно создать любой из видов направленности.

Однако при необходимости в более чистом и естественном звучании, к примеру, в случае записи классических или этнических инструментов, специализированный всенаправленный микрофон или «восьмерка» позволит получить более точный результат с более слабой окраской звуков вне оси.

micsshotgunmicpat l

Диаграммы направленности не всегда так просты, как кажутся на первый взгляд: диаграмма высокочастотной (выше 8 kHz) направленности микрофона Sennheiser MKH416 отмечена красным цветом. Среднечастотная (1 – 8 kHz) диаграмма этой же модели – синим. Типичная кардиоида для сравнения нарисована зеленым.

Заключение

Я специально постарался сделать этот обзор по возможности простым, чтобы дать вам понятие о ряде важных концепций. Кардиоидный микрофон с большой диафрагмой может очень пригодится в project-студии, но бывают случаи, когда он не является оптимальным решением.

Я надеюсь, что в достаточной мере акцентировал внимание на важности окружающей среды при записи. Конечный результат может в значительной мере зависеть от путей и методов, которыми звуковые волны воздействуют на микрофон.

______________________________________

Автор: Пол Уайт | Перевод: Ирина Кипаренко
Источник: журнал "Sound On Sound".
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!


Комментарии 

0 30.06.2012 07:52 Vitold
спасибо за статью
0 30.06.2012 11:55 Александр
Хорошая статья!!!
0 01.07.2012 15:10 Лев
вообще отличная, постарался... Андрей спасибо тебе!
0 02.07.2012 09:56 Gintas
Болшое спосибо. Бсегда рад получать новости от вас!!!
0 02.07.2012 16:42 Ninagadina
Благодарю любимого Автора и жду новостей!
0 04.07.2012 18:23 Марк
Спасибо за статью!
0 05.12.2012 11:25 укеукеке
красавчик