Правильное панорамирование

Аудиокурс "Сам себе звукорежиссёр"

Правильное панорамирование

При упоминании слова «сведение» на ум сразу приходят три момента: управление уровнями, эквализация и эффекты.

Безусловно, это очень важные аспекты, но, тем не менее, по какой-то причине должным образом не рассматривается такой важный вопрос, как размещение звуковых элементов в стереопространстве, а проще говоря – панорамирование. А ведь без этого и речи быть не может о получении цельного качественного микса.

Конечно, радикальное панорамирование источников делает их очень заметными в миксе, особенно, если прослушивать в наушниках. Но всегда ли это оправдано и не станет ли такая панорама преградой на пути к требуемой художественной цели?

Профессиональные звукорежиссеры предпочитают создавать в миксе отдельные пространства для каждого инструмента, используя не только эквалайзеры и эффекты, но и грамотное осмотрительное панорамирование.

На сцене

Итак, что же имеют в виду под понятием «звуковая сцена»? Это ощущение объемности звукового пространства, которое появляется время прослушивания записи – кажется, что звук идет из какого-то реального места.

При работе с акустической или рок-музыкой вам наверняка придется поставить себя на место слушателя, который пришел на концерт. Таким образом, одной из целей сведения является воссоздание ощущения пространства и расположения источников аналогичное тому, которое можно получить при наблюдении живой игры группы.

Откровенно говоря, во время рок- или поп-концертов расположение источников определяется нами с помощью не столько слуха, сколько зрения, так как в большинстве случаев все инструменты воспроизводятся посредством одной системы усиления звука. Для интереса попробуйте закрыть глаза и определить их реальную позицию.

Современные технологии звукозаписи делают возможным захват всех элементов с максимальной точностью. В наше время зачастую используют многодорожечную поканальную запись. Таким образом, задача звукорежиссера заключается в создании пространства и глубины в дорожках, которые записаны в индивидуальные микрофоны, не редко с полной изоляцией от остальных источников.

Сейчас сравнительно редко можно наблюдать запись группы «гаражом», разве что во время записи живого концерта.

Безусловно, каждый музыкальный стиль нуждается в индивидуальном подходе.

Например, для рока требуется более или менее реалистичная звуковая картина, тогда как электронная музыка, которая в большинстве случаев полностью создается в виртуальной среде, позволяет более свободное экспериментирование. Ей не нужно стремиться к воссозданию какого-то реального пространства, поэтому здесь допустимо использование радикального панорамирования инструментов и эффектов.

К тому же в этом случае эффекты могут оживлять звуки, созданные в виртуальной среде и никогда никаким образом даже не соприкасавшиеся с реальным акустическим пространством, в отличие от звуков, записанных с помощью микрофона.



Комментарии 

0 28.04.2012 17:07 Андрей24
Отличная информация
Цитировать
0 28.04.2012 21:54 Stepan Basalay
Про метод подмешивания инвертированных противоположных каналов для стериисточника давно искал. Спасибо, Андрей!
Цитировать
0 29.04.2012 09:51 Johnaf
Спасибо за статью!
Цитировать
0 02.05.2012 09:10 Марк
Спасибо за статью! Было очень интересно прочитать.
Цитировать
0 03.05.2012 17:45 Роман Викторович
Благодарю за информацию!
Цитировать
0 11.05.2012 22:37 Яков Куба
Огромное спасибо!
Развиваюсь благодаря вашему сайту. :-)
Цитировать
0 05.02.2013 02:41 Vladi
Нуждаюсь в совете. Я делаю микс и мне кажется что он звучит не так широко и насыщенно. Вроде бы на слух все инструменты, барабаны отпанармированны нормально и сбалансированы хорошо, но нет ширины стереобазы и насыщенности в миксе. Я попытался использовать расширители на группы инструментов, и так же пробывал на мастер канал ставить расширитель от Waves - Center и другие, и мне действительно показалось что микс стал шире звучать и насыщеней, расширился фон. Но боюсь что это действительно только мне кажется и на самом деле я таким образом испортил микс ( Вот думаю сейчас и не могу понять, хорошо ли это или плохо - использовать расширители в миксе. Либо же это удел мастеринга и если микс не звучит так широко и насыщенно, то возможно так и надо и не нужно искуственно пытаться расширять?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить