Правильное панорамирование - Эффекты
Особенно хорошо для этой цели подойдут ревербераторы наподобие Altiverb, Space Designer или REVerence:
Однако и алгоритмические процессоры наподобие IK Multimedia Classik Studio Reverb тоже могут пригодиться:
Регулирование количества задержки в левом и правом канале стерео-ревербератора позволяет изменить время, которое необходимо звуку для отражения от виртуальных стен и возвращения обратно.
Таким образом, вы можете координировать положение источника в стереопространстве, изменяя его не только в плане «ближе-дальше», но и «вправо-влево».
Например, использование в барабанах более короткой по сравнению с остальными инструментами пред-задержки (pre-delay) приведет к их перемещению вглубь звуковой сцены, так как расстояние до самой ближней отражающей поверхности виртуальной сцены будет короче.
Использование этой же техники позволяет тонко панорамировать источники. Например, установка в левом канале меньшей пред-задержки, чем в правом, приведет к смещению звука влево, так как инструмент как бы подвинется к левой виртуальной стене.
Безусловно, к использованию подобной техники следует подходить очень аккуратно, так как чересчур большое количество реверберации затрудняет определение точного положения звука в миксе. Все это напоминает реальный мир: чем больше отражений, тем труднее понять, откуда что идет. Результатом является размазанная и малопонятная звуковая картина.
Существует одна уловка: берется монофоническая реверберация, добавляется к требуемому источнику и панорамируется именно на то место, где расположен оригинальный звук. Такая методика позволяет укрепить его положение, а не спрятать.
Многие программы предоставляют возможность независимого панорамирования возвратов с эффектов. Здесь это проиллюстрировано на примере Cubase.
Также не целесообразно использовать в одном миксе большое количество разных типов реверберации. Например, обработка фортепиано с помощью реверберации типа «Room», а вокала – более объёмным типом «Hall» приведет, скорее всего, к странному общему звучанию. Я не говорю, что нельзя применять разные виды реверберации, но нужно следить, чтобы они хорошо друг с другом сочетались.
Также стоит немного остановиться на одном интересном способе усиления стереолокализации с помощью эквалайзера. Вы, наверное, уже знаете, что из-за теневого эффекта от головы звук, который приходит в одно ухо, по тону отличается от этого же звука, но который попадает в другое, за исключением ситуации, когда источник находится прямо по центру.
С помощью эквализации можно имитировать это явление вместе с панорамированием или без него. Используйте подъем на несколько децибел в районе 3000–5000 Hz в канале, со стороны которого ожидается звук и зеркальное понижение в другом канале. Это позволит усилить чувство направления на источник.
Так как в обоих каналах обработка характеризуется параметрами, прямо противоположными друг другу, то суммирование в моно не приведет к ухудшению звука. Эксперименты с частотой и уровнями усиления/ослабления могут помочь вынудить источник выдвинуться за границы динамиков.
Заставить звук идти с одной стороны можно с помощью задержки одного канала примерно на 1 миллисекунду. Таким образом будет сымитирована естественная разница между прибытиями звука в каждое ухо. Не задержанный сигнал предоставляет направление на источник.
Эффект можно усилить, используя тонкие регулировки панорамы и уровня и рассмотренную выше зеркальную эквализацию. Однако помните, что любой способ обработки, связанный с задержками сигнала, при суммировании в моно чреват появлением эффекта гребенчатой фильтрации. Этот момент стоит учитывать.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Развиваюсь благодаря вашему сайту.