Правильное панорамирование - Эффекты

Аудиокурс "Сам себе звукорежиссёр"

Правильное панорамирование - Эффекты

Эффекты имеют не меньшее значение в деле создания звуковой сцены. Цифровая реверберация может быть очень полезной при размещении звука в виртуальном акустическом пространстве.

Особенно хорошо для этой цели подойдут ревербераторы наподобие Altiverb, Space Designer или REVerence:

audio ease altiverb 6

effects spacereverb

ad012 screenshot

Однако и алгоритмические процессоры наподобие IK Multimedia Classik Studio Reverb тоже могут пригодиться:

csr

Регулирование количества задержки в левом и правом канале стерео-ревербератора позволяет изменить время, которое необходимо звуку для отражения от виртуальных стен и возвращения обратно.

Таким образом, вы можете координировать положение источника в стереопространстве, изменяя его не только в плане «ближе-дальше», но и «вправо-влево».

Например, использование в барабанах более короткой по сравнению с остальными инструментами пред-задержки (pre-delay) приведет к их перемещению вглубь звуковой сцены, так как расстояние до самой ближней отражающей поверхности виртуальной сцены будет короче.

Использование этой же техники позволяет тонко панорамировать источники. Например, установка в левом канале меньшей пред-задержки, чем в правом, приведет к смещению звука влево, так как инструмент как бы подвинется к левой виртуальной стене.

Безусловно, к использованию подобной техники следует подходить очень аккуратно, так как чересчур большое количество реверберации затрудняет определение точного положения звука в миксе. Все это напоминает реальный мир: чем больше отражений, тем труднее понять, откуда что идет. Результатом является размазанная и малопонятная звуковая картина.

Существует одна уловка: берется монофоническая реверберация, добавляется к требуемому источнику и панорамируется именно на то место, где расположен оригинальный звук. Такая методика позволяет укрепить его положение, а не спрятать.

cubase

Многие программы предоставляют возможность независимого панорамирования возвратов с эффектов. Здесь это проиллюстрировано на примере Cubase.

Также не целесообразно использовать в одном миксе большое количество разных типов реверберации. Например, обработка фортепиано с помощью реверберации типа «Room», а вокала – более объёмным типом «Hall» приведет, скорее всего, к странному общему звучанию. Я не говорю, что нельзя применять разные виды реверберации, но нужно следить, чтобы они хорошо друг с другом сочетались.

Также стоит немного остановиться на одном интересном способе усиления стереолокализации с помощью эквалайзера. Вы, наверное, уже знаете, что из-за теневого эффекта от головы звук, который приходит в одно ухо, по тону отличается от этого же звука, но который попадает в другое, за исключением ситуации, когда источник находится прямо по центру.

С помощью эквализации можно имитировать это явление вместе с панорамированием или без него. Используйте подъем на несколько децибел в районе 3000–5000 Hz в канале, со стороны которого ожидается звук и зеркальное понижение в другом канале. Это позволит усилить чувство направления на источник.

Так как в обоих каналах обработка характеризуется параметрами, прямо противоположными друг другу, то суммирование в моно не приведет к ухудшению звука. Эксперименты с частотой и уровнями усиления/ослабления могут помочь вынудить источник выдвинуться за границы динамиков.

Заставить звук идти с одной стороны можно с помощью задержки одного канала примерно на 1 миллисекунду. Таким образом будет сымитирована естественная разница между прибытиями звука в каждое ухо. Не задержанный сигнал предоставляет направление на источник.

Эффект можно усилить, используя тонкие регулировки панорамы и уровня и рассмотренную выше зеркальную эквализацию. Однако помните, что любой способ обработки, связанный с задержками сигнала, при суммировании в моно чреват появлением эффекта гребенчатой фильтрации. Этот момент стоит учитывать.



Комментарии 

0 28.04.2012 17:07 Андрей24
Отличная информация
Цитировать
0 28.04.2012 21:54 Stepan Basalay
Про метод подмешивания инвертированных противоположных каналов для стериисточника давно искал. Спасибо, Андрей!
Цитировать
0 29.04.2012 09:51 Johnaf
Спасибо за статью!
Цитировать
0 02.05.2012 09:10 Марк
Спасибо за статью! Было очень интересно прочитать.
Цитировать
0 03.05.2012 17:45 Роман Викторович
Благодарю за информацию!
Цитировать
0 11.05.2012 22:37 Яков Куба
Огромное спасибо!
Развиваюсь благодаря вашему сайту. :-)
Цитировать
0 05.02.2013 02:41 Vladi
Нуждаюсь в совете. Я делаю микс и мне кажется что он звучит не так широко и насыщенно. Вроде бы на слух все инструменты, барабаны отпанармированны нормально и сбалансированы хорошо, но нет ширины стереобазы и насыщенности в миксе. Я попытался использовать расширители на группы инструментов, и так же пробывал на мастер канал ставить расширитель от Waves - Center и другие, и мне действительно показалось что микс стал шире звучать и насыщеней, расширился фон. Но боюсь что это действительно только мне кажется и на самом деле я таким образом испортил микс ( Вот думаю сейчас и не могу понять, хорошо ли это или плохо - использовать расширители в миксе. Либо же это удел мастеринга и если микс не звучит так широко и насыщенно, то возможно так и надо и не нужно искуственно пытаться расширять?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить