Правильное панорамирование - Низкие частоты

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Правильное панорамирование - Низкие частоты

Общеизвестно, что низкочастотные компоненты микса лучше всего располагать в центре стереокартины. Это сделает их звучание более плотным и создает надежный фундамент для всей звуковой сцены.

Большую часть энергии микса содержат низкие частоты. Передача этой энергии происходит лучше всего при их воспроизведении одинаково через оба громкоговорителя. К тому же низкие частоты имеют менее выраженную направленность по сравнению с высокими и средними. При прослушивании в помещении вам будет сложно определить, откуда идут низкочастотные звуки.

Поэтому бочки, бас и другие низкочастотные инструменты нужно располагать в центре. Часто их даже не помешало бы конвертировать в моно либо маршрутизировать на монофонические треки.

Если же в соответствии с художественной задачей требуется панорамирование баса, вы можете сделать дубли дорожки и применить независимую обработку копий с помощью НЧ- и ВЧ-фильтров с одинаковыми частотами среза.

В одном канале следует удалить все средние и высокие частоты, в другом – все низкие. В дальнейшем вы сможете задействовать панорамирование и обработку «высокочастотного» канала любыми стереоэффектами, но при этом не зацепите низкие частоты и удержите их сконцентрированными в центре.

С этой задачей отлично справится такой процессор, как Drawmer 2476 Masterflow, в котором имеется трехполосная система панорамирования:

dc2486

Аналогичные функции предусмотрены в таких плагинах, как Izotope Ozone:

ozone

или в специально разработанном для таких целей бесплатном плагине OtiumFX BassLane:

basslane big

Пожалуй, это единственное правило, которого следует строго придерживаться в процессе создания стереокартины. Все остальное уже зависит от вашего вкуса. Однако доверяйте своему слуху.

У многих инструментов есть стереовыход, и бывает трудно удержаться от панорамирования выходных сигналов до конца вправо и влево.

Изолированными они могут звучать неплохо, но после помещения инструмента в микс вы в большинстве случаев сможете наблюдать сосредоточение практически всего широко панорамированного источника по центру стереокартины.

Примените это для нескольких инструментов и получите множество звуков, которые вылезли друг на друга в центральной части. Понятно, что ни о какой звуковой картине тут и речи быть не может. Поэтому более творчески подходите к этому вопросу, располагая источники в промежутках между центром и краями стереополя.



Комментарии 

0 28.04.2012 17:07 Андрей24
Отличная информация
0 28.04.2012 21:54 Stepan Basalay
Про метод подмешивания инвертированных противоположных каналов для стериисточника давно искал. Спасибо, Андрей!
0 29.04.2012 09:51 Johnaf
Спасибо за статью!
0 02.05.2012 09:10 Марк
Спасибо за статью! Было очень интересно прочитать.
0 03.05.2012 17:45 Роман Викторович
Благодарю за информацию!
0 11.05.2012 22:37 Яков Куба
Огромное спасибо!
Развиваюсь благодаря вашему сайту. :-)
0 05.02.2013 02:41 Vladi
Нуждаюсь в совете. Я делаю микс и мне кажется что он звучит не так широко и насыщенно. Вроде бы на слух все инструменты, барабаны отпанармированны нормально и сбалансированы хорошо, но нет ширины стереобазы и насыщенности в миксе. Я попытался использовать расширители на группы инструментов, и так же пробывал на мастер канал ставить расширитель от Waves - Center и другие, и мне действительно показалось что микс стал шире звучать и насыщеней, расширился фон. Но боюсь что это действительно только мне кажется и на самом деле я таким образом испортил микс ( Вот думаю сейчас и не могу понять, хорошо ли это или плохо - использовать расширители в миксе. Либо же это удел мастеринга и если микс не звучит так широко и насыщенно, то возможно так и надо и не нужно искуственно пытаться расширять?