Запись акустической гитары - Микрофоны. Выбор продюсеров

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Запись акустической гитары - Микрофоны. Выбор продюсеров

Так как акустическая гитара не относится к самым громким инструментам и к тому же содержит в своем звучании очень большое количество важных высоких частот, неудивительно, что в процессе записи в большинстве случаев используются конденсаторные микрофоны.

Однако в случае с агрессивными ритм-партиями низкое соотношение сигнал/шум, присущее динамическим микрофонам играет уже не столь важную роль, а инерция более тяжелой диафрагмы способствует разглаживанию транзиентов и созданию более плотного звучания.

Сильвия Мэсси Шивы советует для этой цели популярный Shure SM57: «Мне нравится использовать 57-й для получения сухого «деревянного» звука. Он делает звучание гитары похожим на звучание…ударного инструмента».

3

Конденсаторные модели с малой мембраной

Если начать выяснять, какие микрофоны используются чаще всего в процессе записи акустической гитары, то обнаружатся такие модели, как AKG C451 и 0452. Этим микрофонам присущи практически одинаковые акустические качества. Майк Клинк называет их своими «проверенными и верными». Его мнение поддерживают и другие корифеи, среди которых Боб Баллок, Эдди Кремер, Эл Шмитт и Джим Скотт.

2

Даже беглое ознакомление с частотными характеристиками этих моделей объясняет такой большой уровень их популярности. Прежде всего, имеется в виду яркий звук (подъём на 4 дБ с 12 кГц) и плавный низкочастотный спад от 200 Гц, что уменьшает проблему усиления низких частот, вызванную эффектом близости микрофона от инструмента.

«C451 – очень яркий» – говорит Стив Черчьярд – «но я замечаю его реальную помощь акустической гитаре в прорезывании через микс…»

Однако то, что одному хорошо, не обязательно вызовет такую же реакцию у другого. Об этом свидетельствует и Чак Эйнли, говоря следующее: «Я предпочитаю более тепло звучащие микрофоны, а не C451. Мне нужна чистота гитарного тона, а не высокие частоты. Я лучше самостоятельно удалю низкие частоты и подниму высокие, но не буду использовать яркий микрофон, в который потом трудно возвратить теплоту».

Роль «тёплого» микрофона Чак предлагает Neumann KM84. В этом его поддерживают Даниэль Лануа, Кен Нельсон и Алан Парсонс.

Конденсаторные модели с большой мембраной

Некоторые звукоинженеры (Эдди Кремер, Джим Скотт, Джон Бёрнс) предпочитают не просто отвергать AKG C451 по причине его яркости, а сочетать его с конденсаторными моделями с большой мембраной, которые обладают большей полнозвучностью. Запись каждого из них на своей дорожке в значительной мере увеличивает возможности при сведении.

Безусловно, микрофоны с большой мембраной годятся и для самостоятельного использования, особенно в тех случаях, в которых требуется мягкое звучание, например, в балладах и соло, которые играют без медиатора.

Одной из важных проблем при использовании таких моделей является существенное ухудшение тембра звуков, которые проходят вне акустической оси. Это особенно проявляется при близком расположении микрофона, так как акустическая гитара – не самый маленький инструмент. Поэтому некоторая часть ее звука в любом случае будет проходить вне оси. Этим объясняется желание некоторых звукоинженеров ставить эти микрофоны как можно дальше от гитары и применять их как поддержку для моделей с малой диафрагмой.

Тут также преобладают классические модели: AKG C414, Neumann U87; а также раритетные ламповые: AKG 012, Neumann U67 и U47.

Эти ведущие производители десятилетиями добивались качественной вне-осевой реакции от микрофонов с большой мембраной. Производители бюджетных моделей часто не уделяют должного внимания этому вопросу, поэтому я считаю, что даже для малобюджетных студий целесообразней приобрести более или менее достойную модель.

Ленточные микрофоны

Несмотря на свое частое использование при записи барабанов и электрогитар, акустическую гитару на них записывают намного реже. Скорее всего, это объясняется тем, что современная музыка нуждается в ярких и четких гитарах, которые могут конкурировать с прочими инструментами в миксе. А так как ленточным микрофонам присущ очень теплый тембр, в этом случае они пригодятся разве что для записи самых скрипучих и резких инструментов.

Вот мнение Стива Альбини: «Я буду применять ленточный микрофон при работе с очень яркой гитарой, которая нуждается в некотором утолщении звука».



Комментарии 

0 04.04.2012 19:45 ledanry
Спасибо за интересные и полезные статьи!
0 05.04.2012 06:34 вууыыук
Спасибо!!
0 05.04.2012 19:10 Валерий
Спасибо за ваш труд! Полезно, убедительно и очень интересно!!! :roll:
0 08.04.2012 17:39 Valpo
Цитирую Валерий:
Спасибо за ваш труд! Полезно, убедительно и очень интересно!!! :roll:

Спасибо за помощь
0 08.04.2012 17:45 Андрей Скидан
Всегда пожалуйста!
0 16.01.2013 14:10 R2D2
полезный труд. спасибо.

помимо буквального значения "vanilla" также означает что-то вроде "базовый", "исходный".
0 26.03.2013 08:14 Михаил змс
Огромное спасибо !!! Очень интересно и главное понятно. Ваш труд не останется в забвении. Большой палец в верх!!