Топ 10 избитых приемов аранжировки, или Так аранжируют только чудаки

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Топ 10 избитых приемов аранжировки, или Так аранжируют только чудаки

Каждый аранжировщик всегда стремится сделать свою аранжировку какой-то особенной, оригинальной, ну или хотя бы не совсем банальной и похожей на другие. При этом он, чаще даже совершенно неосознанно, использует приемы, которые не только не делают его работу оригинальной, но неплохую в целом аранжировку могут начисто убить.

Во-первых, хочу сразу отметить, что речь в данной статье пойдет не о каких-то именно ошибках, которые допускают в своей работе аранжировщики. Это тема отдельной статьи, если не целой серии статей.

Те приемы, которые будут рассмотрены в данной статье, с точки зрения, так сказать, музыкальной науки не являются именно ошибками. Это, скорее, просто различные штампы, клише и прочие банальные и избитые приемы аранжировки и композиции и использовать их в своей работе вам никто не запрещает.

Однако если вы всё же не станете отказываться от перечисленных в статье шаблонов, помните — применение каждого из них будет одним большим жирным минусом в пользу тривиальности вашей работы.

Во-вторых, еще раз отмечу, что применение описанных в статье приемов ни я, ни кто-либо другой вам не запрещает и запретить не может, в конце концов, аранжировка — это творчество, а в творчестве нет места каким-либо законам.

И в-третьих, я никого не хочу задеть или обидеть данной статьей. Это всего лишь мое личное мнение по данному вопросу, и если вы с ним в чём-то со мной не согласны, то можете высказаться об этом в комментариях к статье.

А на этом закончим вступление и начнем наш хит-парад заезженных приемов аранжировки.

10 местоИнтро

01 - Intro

По моему глубокому убеждению, большинству композиций так называемые интро и прочие затянутые длинные вступления совершенно не нужны.

Хочу подчеркнуть, что не нужно интро именно отдельной композиции, в качестве же подготовительного трека в музыкальном альбоме оно может быть уместным. Но ключевое слово здесь «может быть», а не «будет».

В подавляющем же большинстве случаев интро прилепляют к началу композиции без каких-либо оправданных причин. В результате композиция получается более продолжительной, затянутой, а часто еще и подчеркнуто пафосной.

В конце концов, если интро является, по вашему глубокому убеждению, просто жизненно важной и неотъемлемой частью в данной песне, то сделайте его тогда хотя бы отдельным треком. В этом случае человеку достаточно будет нажать кнопку «Next», чтобы переключиться на основную часть и не слушать поток этого, по сути, музыкального мусора.

9 место Виолончель

02 - Cello

Виолончель получила столь широкое распространение в современных аранжировках по вполне понятным причинам: обширные исполнительские возможности и необыкновенно богатый, выразительный тембр.

Если какой-то композиции недостает глубины чувств, лиричности и т. п., то первое, что приходит на ум аранжировщику — добавить в нее партию виолончели. И это, по моему мнению, самое банальное, что он только может сделать.

Это настолько же пошлый ход, как подарить своей девушке одинокую красную розу.

Безусловно, виолончель звучит в умелых руках прекрасно (да и роза тоже сама по себе выглядит весьма красиво). Но из-за этого виолончель стала настолько распространенным инструментом, что сейчас лучше не использовать ее в этой роли вообще.

В конце концов, помимо виолончели есть огромное количество других инструментов, которые тоже звучат превосходно. Попробуйте вместо нее какой-нибудь не самый очевидный инструмент, например, фагот или хотя бы альт. Да, они, может быть, не настолько приторны. Но тембр того же фагота уже́ будет чем-то новым в вашей аранжировке и, при умелом его применении, добавит ей новых своеобразных красок.

8 место Заполнение пауз

03 - Pauses

Суть это штампа заключается в следующем: места в песне, где между фразами в вокальной партии образуются паузы длиной примерно в 1 такт и больше, аранжировщик стремится обязательно хоть чем-нибудь заполнить. И самый, пожалуй, банальный ход — повставлять там короткие фразы какого-либо инструмента, чаще (и хуже) всего — гитары.

Еще хуже, если инструмент при этом повторяет спетые вокалистом фразы. И совсем клиника, если соло-партия звучит, вообще не умолкая, одновременно с вокалом, не образуя с ним при этом грамотной, продуманной полифонии. Но это уже не избитый ход, а самая настоящая ошибка, о которых, как говорилось в начале статьи, мы речь здесь вести не будем.

Не знаю, откуда пошла мода заполнять такие паузы, но явление это крайне распространенное и, причем, не только среди любителей.

Во-первых, по моему мнению, такого рода паузы в песне заполнять далеко не всегда обязательно. Это может быть лишним, в том числе и потому, что будет отвлекать на себя внимание и мешать сосредоточиться на словах. Паузы в этом случае могут быть только плюсом, особенно если текст песни не так прост для понимания.

А во-вторых, если паузы действительно образуют ямы и, по мнению аранжировщика, разрушают целостность композиции, то лучше заполнить эти паузы каким-то менее примитивным способом, чем просто подыгрышем сольного инструмента.

7 место Модуляция

04 - Transposition

Под модуляцией, сразу скажу, здесь понимается переход в другую тональность. Но в само́й модуляции как выразительном средстве ничего плохого вовсе и нет. Зато есть способ применить ее так, чтобы это было банально и безыскусно. И один из таких способов это просто элементарное повышение тональности на полтона-тон в конце (чаще на последнем припеве) песни.

Когда у аранжировщика не хватает навыков или попросту лень сделать что-то для большего развития композиции, идущей к своему завершению, он просто использует модуляцию. Конечно, ведь это же так просто! Ненужно ничего сочинять, достаточно тупо скопировать нужную часть песни и поднять ее на полтона-тон.

Так вот запомните: в подавляющем большинстве случаев модуляция, примененная таким вот образом — это показатель творческой импотенции аранжировщика.

Безусловно, можно найти различные песни, где такая модуляция оказалась весьма уместной. Но в большинстве же случаев модуляция всё равно используется для решения каких-то совершенно конкретных художественных задач, а не потому что у аранжировщика не хватило идей для развития композиции.

6 место Соло «в терцию»

05 - Thirds

Ну, надеюсь, что те, кто читают эту статью, знают, что такое терция, я пояснять этого здесь не буду.

Но отмечу: мало что звучит столь же неоригинально и совково, как соло-партия гитары, исполненная, что называется, «в терцию». То есть, когда какое-то (чаще небыстрое, мелодичное) соло исполняется не одноголосно, а с добавлением параллельной партии на терцию выше/ниже.

Это звучит, на первый взгляд, красиво, но... это же просто чертовски банально! Среди исполнителей классического метала в 80-х (да и не только) такой ход был популярен просто невообразимо, что в настоящее время делает его не только избитым, но еще и устарелым.

При этом употребление такого интервала как терция отнюдь не будет банальным, но только если не применять его так, а использовать по-другому. Гитарное соло же лучше оставить одноголосным. Или если совсем уж невмоготу и хочется добавить «терцию», то поручите второй голос другому инструменту или хотя бы сделайте его заметно тише основного.

5 место Фейд-аут

06 - Fade out

Еще один просто небывало распространенный прием. Для тех, кто вдруг не в курсе, поясню, что фейд-аутом (англ. Fade Out) называют плавное затухание звука. Его противоположность — фейд-ин (англ. Fade In) — наоборот его плавное выведение. Уверен, что каждый из вас знает хотя бы одну композицию, которая заканчивается именно так, фейд-аутом, то есть постепенно затухает в конце.

Так вот, как минимум в 90 % случаев наличия в композиции фейд-аута говорит только о том, что аранжировщику не хватило умения и/или желания сочинить нормальную концовку.

Редко, очень редко бывает, когда песня действительно такова, что отчетливая концовка ее попросту рушит. Мало того, те композиции, которые в студийной версии затухают, музыканты же как-то играют на концертах «вживую» и заканчивают их безо всяких фейдов, за очень-очень редкими исключениями.

Да и фейд, как и интро, только удлиняет композицию и как бы заявляет слушателю: «Песня заканчивается!», что вынуждает его отвлечься и нажать кнопку «Next», даже недослушав композицию до конца.

4 место Прямые ассоциации и примитивная стилизация

07 - Primitivism

Как сказал один умный человек: «Если вы видите музыкальный клип, в котором идет дождь и в песне поется про дождь — то это российский клип».

И в этих словах есть доля правды, только в нашем случае эту фразу можно было бы изменить, например, вот так: «Если в песне поется про колокольчик и в ней обязательно звучит колокольчик, то это аранжировка российского аранжировщика». Уточню: плохого российского аранжировщика.

Удивительно, но до какой же степени часто аранжировщики стремятся намеренно подчеркнуть в аранжировке то, о чём поется или всячески сымитировать характерные особенности какого-то музыкального стиля.

Ну разве не ужасно, когда в песне при упоминании, допустим, слова «скрипка», начинает действительно подыгрывать скрипка? А если в этом случае еще и поется не о скрипке как таковой? Да это же совсем чудовищно!

То же касается и разного рода примитивной стилизации. Например, песню, образно говоря, про Русь-матушку напичкать балалайками, гуслями и жалейками, чтобы она стала «более русской». Или для создания атмосферы Парижа обязательно задействовать аккордеон. Или если в песне поется о чём-то старинном, то непременно надо втулить в нее клавесин, «чтоб придать ей особый колорит эпохи барокко».

Подобного рода приемы почти всегда ужасны и, пожалуй, единственный случай, когда они могут быть уместны, это какая-либо пародия. И то не всегда. Поэтому не стоит таким образом подчеркивать содержимое песни. Всегда следует следить за тем, чтоб музыкальные идеи не лезли в сторону такого вот примитивизма.

3 место Заезженные пресеты, патчи и сэмплы

08 - VSTi

Вообще я всегда был и остаюсь противником использования разного рода пресетов при работе со звуком, но особенно, если это касается разного рода виртуальных инструментов и лупов.

Сейчас на рынке представлено довольно-таки много разнообразных VSTi и практически у всех из них имеется набор готовых патчей. Естественно, аранжировщик не станет себя утруждать и будет использовать готовые «звуки». Зачем что-то делать с инструментом, если он уже отлично звучит? Вроде бы логично, не стану спорить, что некоторые патчи в виртуальных инструментах и некоторые готовые лупы могут действительно звучать великолепно.

Но вот в чём проблемка. Если вы решили использовать пресет какого-нибудь ординарного фортепиано или семпл бас-бочки, то это одно. А если какой-то нестандартный инструмент или луп с особенным, специфическим звучанием? В таком случае не сомневайтесь — его мгновенно опознают те, кто такой инструмент имеет и с большой вероятностью отнесутся к этому не позитивно.

Представьте, что вы на распродаже в крупном сетевом магазине купили себе реально красивое, оригинальное пальто, да еще и за очень скромную сумму. Думаете, вы будете такой один? Скажите, будет ли вам приятно, идя потом по улице, встречать прохожих в абсолютно таком же наряде?

А ведь большинство аранжировщиков у нас сейчас так и работают — практически на одних и тех же легкодоступных плагинах, с одними и теми же пресетами, патчами и библиотеками семплов. Это и порождает множество или просто «одинаковых» или сильно похожих друг на друга аранжировок.

Кстати, наличие таких вот похожих элементов может быть запросто кем-то воспринято как плагиат. Тот же YouTube, по опыту знаю, может забанить видео из-за того, что в нём где-то звучит какой-то семпл, который кто-то в своей песне уже применил до вас. Оно вам, скажите, надо?

Впрочем, принципиально не пользоваться пресетами и не использовать готовые лупы это тоже не очень разумное решение. В конце концов, производители и создают их для того, чтобы ими пользовались, а не сторонились их.

Но здесь нужно помнить, что чем более нестандартным, выразительным и колоритным будет луп или патч, тем больше он будет заметен и больше вероятности, что кто-то где-то уже использовал его в своей аранжировке до вас.

Поэтому, если вы и используете какие-то оригинальные инструменты и лупы из популярных библиотек, то хотя бы немного обрабатывайте и изменяйте их, чтобы снизить вероятность таких вот неприятных совпадений.

2 место Саксовок

09 - Saxophone

Именно так я (конечно, в шутку) называю саксофон. И неспроста. Вообще саксофон — инструмент с о-о-чень большими исполнительскими возможностями, пусть и несколько «пряным», но всё же красивым и выразительным звуком.

За это саксофон и полюбило так много аранжировщиков, благодаря чему он стал настолько часто встречаться в различных песнях, что уже по праву может считаться одним из самых часто используемых духовых инструментов. И это отнюдь не есть хорошо.

Несмотря на всю выразительность своего тембра и серьезные технические возможности, саксофон не такой уж и универсальный инструмент, как почему-то думают многие. Неспроста он так и не стал постоянным членом симфонического оркестра. Да и в духовом оркестре его роль никогда не была первостепенной.

Конечно, использование саксофона в духовой секции почти всегда обязательно (наряду с трубой и тромбоном), но вот использование его как инструмента для соло в какой-либо композиции — один из самых банальных ходов. Особенно, если это медленная баллада, а соло исполняется именно на альт-саксофоне с его до тошноты слащавым тембром. Этим, между прочим, грешат не только начинающие, но и многие опытные аранжировщики, что особенно удивляет.

Саксофонное соло вопреки представлениям большинства отнюдь не придает аранжировке свежести и новизны, а наоборот делает ее устаревшей, пошлой и даже совковой. Собственно, саксовком я называю саксофон именно поэтому.

Тем не менее, против этого, несомненно, замечательного инструмента я ничего, в общем-то, и не имею, просто я против такого его истасканного и заезженного использования.

1 место Оригинальность ради оригинальности

10 - Originality

Все хотят сделать свою аранжировку оригинальной и не такой как у других, но не все применяют для этого разумные методы. Начинающий аранжировщик часто думает, что применив какой-то совершенно нетрадиционный ход, он уж точно сделает свою аранжировку особенной и вызовет к ней большой интерес у слушателя.

На деле всё оказывается совсем иначе — такую аранжировку в итоге возможно даже и не станут слушать, настолько странно она будет слушаться.

Самыми безобидными примерами такой вот оригинальности ради оригинальности можно счесть, например:

Противоестественное панорамирование (когда, допустим, бас-гитара звучит в левом канале, а малый барабан — в правом).

Преднамеренное использование нечетных размеров (5/8, 7/4 и пр.) там, где гораздо логичнее было бы использовать обычный четный (6/8, 4/4).

Нарочито странная инструментовка (клинический пример: басовую партию играет флейта, вместо ритм-гитары звучат пять гобоев, а соло при этом играется на классической гитаре с дисторшном).

И таких примеров я могу привести еще много, но суть остается одной: да, это сделает аранжировку более необычной, но будет ли песня в результате такой аранжировки восприниматься слушателем как надо? Ведь оригинальность ради оригинальности сама по себе ничего не несет — это лишь один из приемов, которые могут быть задействованы вами при аранжировке композиции.

Поэтому нужно не делать что-то целенаправленно для придания вашей аранжировке большей оригинальности и своеобразия, а стараться не делать того, о чём я поведал вам в данной статье.

На этом всё. Думаю, моя статья была для вас полезной. Ваши мысли высказывайте, пожалуйста, в комментариях.

Ниже я также предлагаю ознакомиться с другими статьями по темам, которые могут быть вам полезны:

Если у вас возникнут ко мне какие-либо вопросы, присылайте их мне на электронную почту по адресу Mail с пометкой в теме «Андрею Скидану». Буду рад ответить!

Баннер для страниц

______________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Комментарии 

0 18.01.2017 21:52 riff
Хорошая, статья, подчеркнул многое для себя. Отдельно хотел бы сказать про пересеты. Думаю ни чего плохого в их использовании нет ведь это пресеты - пред настройки ( англ.) . т.е. предварительные настройки которые, соответственно, необходимо доробатывать под свой вкус и предпочтения. Не было в моей практике ни одного пресета, который звучал в оригинале. А вот по поводу сэмплов, если уж и использовал, то только вокал и то небольшие. Не знаю как у других, но у меня если ставишь сэмпл какого то инструмента, то чудесным образом, трек начинаешь подстраивать под него, и вся оригинальность превращается в 0
0 18.01.2017 22:45 BetNuar
Статья хорошая и полезная - не всегда все заметишь сам... но чувствуется в этой статье, что у автора есть что-то такое аля "наболело - надо высказаться"... не буду писать тут тираду и философствовать - выскажусь например по началу... Именно благодаря intro многие композиции узнаваемы и угадываются с первых нот... да, банально когда скрипка+виолончель в попсе, но большая редкость в роке наравне с рифовыми гитарами... ну и т.д. P.S. А еще мы банально спим, едим и ходим на работу :-)
0 18.01.2017 23:20 Юрий Коробейников
Спасибо,Андрей! ..очень полезная статья ..по крайней мегре многое из сказанного совпало с собственными подозрениями )) ..и и помогло подозрениям превратиться в уверенные выводы ..в общем !!спасибо!! )) ..а.. и ..повеселили конечно! ..очень приятно ..редко встретишь полезную инфу,поданную грамотно и при этом с хорошим юмором ..
0 19.01.2017 00:44 Бан
..вообще то, мне по барабану как пишут аранжировки другие.. но мнение одного может перерасти в уверенность у других, что это устарело и постыдно, повторять какие то, кого то не удовлетворяющие музыкальные моменты в аранжировках.. поэтому я не сторонник их обсуждать, но иметь в виду, уже придётся, так как кто то из прочитавших эту статью, будет выпендриваться фразой: - да это даже Скидану не нравиться...
0 19.01.2017 00:46 StaRoFF
))))
про затянутые,пафосные интро полностью согласен.
Это капец!
0 19.01.2017 08:08 Zubr
Наравне с "творческой импотенцией аранжировщика" еще бывает понятие "заказчик-мудак". Ну вот вставь ему виолончель с саксом, чтоб было как у всех! А модуляция где? Тыж профессионал! А колокольчик почему не звучит? Песня же про колокольчик! Никакой вы, батенька, не профессионал! Вот так-то)
0 19.01.2017 08:57 harry
Вся проблема штампов в аранжировке из-за низкого пошиба материала, который льется в уши потребителя из всех масс-медиа источников. Штамп порождает штамп. А аранжировка с "головой" требует усилий и творчества, а главное мысли. Давайте не будем бояться думать :lol:
0 19.01.2017 10:09 Жежка
Если относится к русской музыке (в большинстве попсе) то это полный шлак, т к там целые институты, а у нас как делали эти банальности так и делают, у нас народ все равно будет слушать этот высер. плюсую слова Zubr'a и Harry))

Статья понравилась, вижу что автор видит "тупые-заезженные" моменты, РЕСПЕКТ)))хотя ведь быввает понятие "заказчик-мудак" все хотят как у всех)))
0 19.01.2017 21:01 Alex Midi
Искусство, наверное, сравнимо с кулинарией. Словосочетание "Сделано вкусно" - тоже, кстати, банально. Представляю статью в поварской книге: "Не добавляйте свеклу в борщ, это ...". Музыка имеет степень сложности, а аранжировщики степень мастерства. В статье просто набор комплексов и личных предпочтений музыканта, работающего в определённом регионе России. У нас в регионе другие комплексы:)
0 20.01.2017 22:27 Пан Алексей
И это только Топ 10 избитых приемов аранжировки! На самом деле, такого рода ошибок намного больше;)
0 21.01.2017 12:42 Роман Викторович Греб
Благодарю, полезная информация!
0 21.01.2017 23:16 economist
Статья поднимает правильную тему, но формат Top-10 сыграл с ней злую шутку. Некоторые приёмы потому и избиты, что использовались в хитах, которые переживут столетия. Поясню, в конце - каждого пункта - имя трека-иллюстрации:

8. Заполнение пауз - дает живость композиции и позволяет проявить себя и музыкантам (создать видимость большого дружного коллектива). Eagles - Hotel California.

7. Модуляция может не просто стать украшением, а многократно повторенная - просто сделать песню хитом. Chicago - Your in inspration

5. FadeOut - это изобразительный прием, "отдаляющийся звук, уходящий праздник итп", а никак не 90% признак недостатка умения. Pat Metheny - Last Train Home

4. Стилизация: в песне про скрипку не услышать скрипку? Ну-ну. В моем понимании - это песня про гитариста, который играет, при этом в треке нет ни ноты живой гитары, а лишь синтезаторные гитарные "тошниловки". "Цыганочки" итп шансоновые вещичики.
0 21.01.2017 23:18 economist
3. Заезженные пресеты, перед тем как стать таковыми, были самыми обычными. Van Halen не стал заморачиваться и просто прописал пару альбомов с хитами Jump, Can this be love итп - заводскими патчами DX-7, MS-20, Wavestation и даже не постеснялся стать лучшим "органистом" на них.

2. "Саксовок" - ну, это очень спорно. ВиаГРА - Я играю эту роль, Смысловые галлюцинации - Вечно молодой итд - в этих аранжировках сакс божественен. Тут еще работает подсознательное: саксофон - самый дорогой и самый сложный в музыкальной школе, музе, консе инструмент. Его синтезаторные воплощения шикарны, но играть нужно как саксофонист, а для этого нужно наслушаться Kenny G до отравления.

В остальном - согласен. Продаваемое творчество вообще сложно подчинить каким-нить правилам. Продаётся всё, даже полный шлак, а оригинальность - хоть как-то позволяет одно отличить от другого. Не отказывайте себе ни в одном изобразительном приёме, а в друг он "выстрелит"!
0 01.02.2017 21:48 Serghey Kraftsoff
Полностью поддерживаю economista! Можно еще добавить примеры не "банальных" аранжировок их так же очень много, вот только слушает их, в основном, не простая и весьма малочисленная публика, хотя в известности им всем не откажешь. Я так понимаю, что все зависит от художественного вкуса музыканта,а что до аудитории,то таковая нашлась и для Стасика Михайлова.))) Все таки главное, это наиболее правильно и честно передать первоначальную, художественную задачу,это первично, ну а средства могут быть разными, пусть и "банальными". Таким образом? Таким образом здесь умесно напомнить другую банальность,- не банального уже давно нет,- и банально все, и заезжано уже тоже все, тут лишь дело в эпохах.Ну а дальше я не решусь углубляться, как в топе 10))),в вопросы вселенского масштаба. Ну а вообще,пользуясь случаем, хочу передать огромный респект Андрею Скидану, за его действительно,очень полезные труды по видео обучению, большое спасибо!
0 02.02.2017 12:37 Storm ThorgerSon
В композиции High Hopes с альбома Pink Floyd "The Division Bell" есть слова про колокол, который и звучит в начале и в конце. И на fade in и на fade out.
Автор, а как Вам саксофонный солячок в Terminal Frost из "A Momentary Lapse Of Reason" ? Так и хотчется выключить, да? :lol:

Желаете большей оригинальности - играйте уж тогда авангард, типа Ampledeed и прочих RIO-банд
0 09.02.2017 08:37 Михаил Петрунькин
Полностью согласен со всеми пунктами.Я уже давно стараюсь не использовать в работе эти элементы.На поиск одного звука для какой нибудь партии уходит иногда не один день.Главное не работать с заезженными звуками.Многим наверное просто лень искать,что-то необычное.Андрей, я рад ,что у нас одинаковый подход к этой проблеме.
0 13.02.2017 17:48 Valdis
Статья как раз, что называется, «в мой огород»…. Недавно решил «пооригинальничать», сделать оригинальную аранжировку к известному «казачьему хиту» - Не для меня…. И вот.… В стиле рок, размере 5/8, паузы в такт – пытаюсь заполнить «сбивками»… Потом - два «соляшника параллельно»… Раз казаки – значит, цокот копыт… звон бубенцов.… Проехали – уехали… плавное «затухание» в конце… Интро – вообще, приделал, «из другой оперы»… А в итоге…. Вот почитал тут, теперь сижу и думаю, начать все заново, в новом проекте… или, применив данные советы, старый «доработать»…
0 05.04.2017 12:30 Ссашша
В песне про колокольчик нужно обязательно использовать колокольчик хоть в какой-то функции. :sigh:
0 11.05.2017 12:51 ILWT
Как-то слишком категорично. Использование риффа, структуры куплет-припев, рок-н-ролльного квадрата тоже является заезженным и этого надо избегать?
0 24.11.2017 12:44 Лловпу
правильно, когда песня про скрипку должна играть балалайка, а когда песня про Париж нужно вставить ситар, а когда песня про Россию нужно вставить соло из аргентинского танго на арфе. Следовательно, если песня про ветер надо видимо применить стаккато из тяжёлых контрабасов с литаврами, и где поётся про природу добавить щепотку звуков с завода и метал гитар:) Спасибо за советы. :sigh: