Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Барабанная установка

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Барабанная установка

Так как сведение большинства фонограмм, где присутствует барабанная установка, начинается именно с неё, то и свою статью я начну также с рассмотрения основ панорамирования барабанной установки.

Здесь стоит сразу сказать, что барабанная установка может панорамироваться двумя способами — со стороны слушателя (то есть, находясь напротив барабанщика) и со стороны барабанщика.

С какой стороны панорамировать установку — решает звукорежиссер. Каждый звукорежиссер панорамирует установку по-своему и здесь невозможно сказать, какой из двух методов лучше, а какой хуже.

Лично я панорамирую установку со стороны барабанщика, и поэтому рассматривать панорамирование всех её компонентов мы будем именно так.

Бас-бочка

Работа над сведением барабанной установки почти всегда начинается с бас-бочки — бесспорно неотъемлемого её компонента.

Бас-бочка содержит в себе колоссальное количество энергии и, несмотря на кажущуюся простоту тембра, занимает в миксе немало места в целом и почти весь его НЧ-диапазон в частности.

Именно поэтому бас-бочку следует панорамировать строго в центр стереополя, потому что только так можно будет добиться идеального равновесия в низкочастотном спектре микса.

Если в партии содержатся две бочки, то их также следует панорамировать строго в центр. Совершенной глупостью является панорамирование двух бочек влево/вправо пусть всего даже на несколько процентов в каждую сторону. Да, это может кое-как улучшить читаемость каждой, но при этом непременно и существенно ухудшит равновесие всего микса в целом.

Исключение, когда бочка панорамируется не в центр, может быть только в том случае, если в барабанной установке используется одна основная бочка, которая звучит большую часть партии, а другая — более высокая, которая используется лишь периодически (например, в сбивках или при исполнении каких-нибудь форшлагов).

Только в этом случае допускается поместить более высокую бочку немного (на несколько процентов) в сторону от центра. Однако в большинстве случаев при грамотно проделанной обработке более высокая дополнительная бочка будет прекрасно читаться и в одной точке панорамы с основной.

Итог: для достижения наилучшего равновесия микса бас-бочку следует панорамировать в центр.

Малый барабан

Малый барабан — такой же важный и неотъемлемый компонент барабанной установки, как и бочка. Мало того, по его тембру очень часто судят о качестве звучания всей барабанной установки в целом. Но речь в данной статье у нас всё-таки не об обработке, а о панорамировании, поэтому давайте и рассмотрим правила панорамирования малого барабана.

Малый барабан несет в себе также как и бас-бочка, большое количество энергии, поэтому его тоже надлежит панорамировать в центр. Даже, несмотря на то, что два энергетически насыщенных инструмента будут панорамированы в одну точку стереополя, их совместное звучание скорей всего не будет грязным и неразборчивым.

Так как основные тона и ряд обертонов бас-бочки и малого барабана занимают разные участки спектра, частотный конфликт между ними возникает не всегда, а если и возникает, то обычно легко исправляется простым срезом низких частот у малого барабана или коррекцией обертонов обоих инструментов. Всё это, как правило, не портит тембр обоих барабанов, и при этом существенно улучшает читаемость каждого.

А вот панорамирование малого барабана в сторону от центра — пожалуй, самое неразумное, что можно сделать для решения частотного конфликта между ним и бочкой. Всё потому, что как и в случае с бас-бочкой, смещение в сторону одного из основных и энергетически насыщенных инструментов нарушает равновесие микса и, как следствие, ухудшает плотность его звучания.

Некоторые звукорежиссеры, тем не менее, иногда панорамируют малый барабан «чуть в сторону» при сведении джаза, обосновывая это тем, что малый барабан не располагается строго по центру барабанной установки. Конечно натуральность звучания — это замечательно, но когда от такого панорамирования микс звучит криво и асимметрично — уж лучше этой натуральностью пожертвовать.

Однако, как и в случае с бас-бочкой здесь есть определенное исключение. В некоторых барабанных установках встречается дополнительный малый барабан, который находится слева от хай-хета со стороны барабанщика. Если этот барабан высокий по звучанию, его можно панорамировать немного в сторону. Но опять же, только в том случае, если он является дополнительным и используется эпизодически, а не наравне с основным.

Если же дополнительный малый барабан по звучанию не намного выше или наоборот,  даже ниже основного (что тоже встречается), его также как и основной надлежит панорамировать в центр. Всё потому, что высокие по звучанию малые барабаны обладают намного меньшей энергией, чем низкие и средние, поэтому в значительно меньшей степени влияют на равновесие микса в целом.

Том-томы

В отличие от малого барабана и бас-бочки, панорамирование всех томов в центр — совершенно неразумное решение. Том-томы, обладая схожими частотными характеристиками друг с другом, а также с бочкой и в некоторой степени с малым барабаном, находясь в центре панорамы, будут создавать такую «кашу», что вряд ли спасет даже весьма тонко проделанная эквализация.

Панорамировать в центр все том-томы не следует. Их нужно точно и выверено распределить по панораме, чтобы избежать частотных конфликтов друг с другом и с другими барабанами установки.

Сами том-томы — это однотипные барабаны, отличающиеся, главным образом, высотой звучания и, в меньшей степени, тембром. Поэтому, расположив их в одной точке панорамы, очень просто получить частотный конфликт из-за совпадения каких-либо их обертонов.

В данном случае вы можете задаться вопросом: не нарушится ли таким образом равновесие микса, ведь том-томы тоже весьма насыщенные в энергетическом отношении инструменты? Ответ: при грамотном панорамировании не только не нарушится, но и даже наоборот улучшится.

Во-первых, как уже было сказано, расположение том-томов в центре панорамы с высокой долей вероятности вызовет их частотный конфликт между собой и другими барабанами.

А во-вторых, том-томы в отличие от бас-бочки и малого барабана обычно не являются ведущими инструментами в барабанной установке. Они используются чаще всего эпизодически и в основном в сбивках, которые звучат в переходах от одной части композиции в другую. В эти моменты такое изменение стереобаланса микса является уместным.

Томы панорамируются в зависимости от их количества, высоты звучания и от того, как они расположены в барабанной установке.

Если подвесной том используется один — его лучше панорамировать немного влево от центра.

Если тома два, то их можно расположить оба слева от центра — один примерно процентов на 20-30, другой — процентов на 10-20. Также можно расположить их и по-другому, когда левый подвесной том панорамируется немного влево от центра, а правый — примерно на столько же вправо. Такая методика панорамирования особенно актуальная, когда оба тома размещаются прямо над бас-бочкой.

Если подвесных томов три и более, то их рекомендуется просто равномерно распределить по панораме, оставив при этом больше места справа, чтобы туда поместить напольные томы.

Если среди трех-четырех подвесных томов есть весьма высокие по звучанию, то их можно сместить влево даже более чем на 30-40 %, но желательно не смещать их более чем на 50-60 % — это может уже негативно сказаться на равновесии установки.

При количестве подвесных томов больше трех я рекомендую панорамировать их так, чтобы в большей степени они занимали левый, нежели правый канал. Это нужно, повторюсь, для того, чтобы было место и для напольных томов.

Напольные томы, как правило, панорамируются на расстоянии 30-50 % вправо от центра или влево, если слева от барабанщика тоже есть напольные томы.

Стоит запомнить, что чем ниже томы по звучанию, тем на большем расстоянии друг от друга в стереополе их следует размещать. Всё потому, что чем ниже барабан, тем больше он содержит в себе энергии, поэтому размещать их рядом в стереополе — значит увеличивать риск возникновения частотного конфликта и ухудшать читаемость каждого из них.

Например, поместить два высоко звучащих тома на 10 % и на 15 % каждый в одну сторону от центра вполне допустимо, тогда как панорамировать на таком расстоянии друг от друга низкие по звучанию напольные томы не стоит. Это сделает их звучание менее разборчивым и более грязным. Лучше размещать низкие по звучанию томы на расстоянии не менее 10 % друг от друга.   

Хай-хет и тарелки

Хай-хет — это уже не барабан, да и к тому же не низкочастотный и в меньшей степени энергетически насыщенный инструмент, чем например бас-бочка или малый барабан.

Хай-хет положено смещать на 20-50 % в сторону (в нашем случае влево). Это нисколько не разрушает микс, и при этом улучшает читаемость хета из-за отсутствия возможного конфликта множества его высокочастотных гармоник с такими же гармониками и шумом подструнника малого барабана.

Если в барабанной установке два хай-хета, то панорамируются они так, как расположены. Если один находится справа, а другой — слева, то оба так и панорамируются: один — вправо, другой — влево. При этом, чем выше хай-хет по звучанию, тем дальше от центра его можно располагать, так как более высокие хай-хеты всегда несут в себе меньше звуковой энергии, чем низкие.

Однако я не рекомендую панорамировать хай-хеты слишком широко, так как это может создать ощущение их отдельности от установки. Достаточно смещения на 35-50, максимум 60 % от центра.

Что касается остальных тарелок, то говорить о каком-то их панорамировании можно лишь в том случае, если каждая тарелка записана на свою отдельную дорожку. Но обычно так тарелки не записывают. Их записывают с помощью оверхед-микрофонов, то есть пары микрофонов, располагающихся над установкой, которые снимают звучание всех тарелок и в несколько меньшей степени всей барабанной установки в целом.

Однако иногда отдельным микрофоном снимается тарелка райд. В этом случае она панорамируется по тому же самому принципу, что и хай-хет.

Рекомендую видеокурс: «Барабанная установка. Обработка».



Комментарии 

0 03.10.2012 21:54 RuslanoS
Спасибо.
0 03.10.2012 23:27 Иван Red
Андрей, в блюзе встречал такие композиции(признаюсь удивился сам), где ударная установка позиционирована от центра вправо, бас и гитара от центра влево, вокал по центру. Было бы наверное целесообразным обсудить еще и эстетику панаромирования, а также творческий подход. Спасибо!
0 04.10.2012 05:02 Вансий
отличная статья!
0 04.10.2012 08:55 Mus_Lim
Очень полезный материал!
0 04.10.2012 11:22 Андрей Скидан
Цитирую Иван Red:
Андрей, в блюзе встречал такие композиции(признаюсь удивился сам), где ударная установка позиционирована от центра вправо, бас и гитара от центра влево, вокал по центру. Было бы наверное целесообразным обсудить еще и эстетику панаромирования, а также творческий подход. Спасибо!

Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
0 04.10.2012 12:52 Паша
Спасибо за дополнение! Изучаю купленный видеокурс по обработке вокала.
0 08.10.2012 23:51 Марк
Андрей, спасибо за статью. Очень интересно и познавательно!
0 10.10.2012 09:33 Андрей Мизов
Всегда рад новой информации! :lol:
0 11.10.2012 21:03 Константин Мусихин
Спасибо Андрей!!! Очень помогло!!! :lol:
0 17.10.2012 22:04 Олег Шутов
Спасибо!
0 01.11.2012 15:43 Денис Елецких
Сказать, что статья полезная - значит ничего не сказать! Все доступно и понятно.

Спасибо, Андрей!
0 19.12.2012 08:32 Vitold
Андрей, спасибо большое за статью, она весьма полезна и понятна.Теоретически понята.
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала
0 05.12.2015 10:42 Themo
годный материал, спасибо)
0 28.08.2016 14:18 Trerwraka
Вы забыли кое что написать про вокал,если вокал основной по центру то почему бы нам его не расширить добавив объёма создав 3 посыла от вокала,на один хорус на второй даблер,на третий короткий реверб и в конце каждого поставить ещё и стерео расширитель и каждый посыл отрегулировать по громкости подмешивая стерео составляющую на слух к вокалу,вокал станет довольно широкий и не по теряется из середины ни куда,при добавлении подвешивания стерео эффектов к вокалу нужно прослушивать периодически сам вокал в моно и следить за шкалой корреляции что б она была с права и не уходила в лево,подмешивать нужно окуратно и точно и тогда можно получить очень приятный вокал,с эффектами можно экспериментировать,дилей хорус и реверб с даблером это ещё не все что можно добавить на посылах к вокалу,да и в даблере не забывайте на посыле отключать середину. Мой адрес Vk.com/trerwraka
0 19.11.2017 08:47 %username%
Статья хорошая, но после прочтения появился такой вопрос: если мы панорамируем барабанную установку со стороны барабанщика, то как панорамировать все остальное: со стороны слушателя или барабанщика?