Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Вокал
Основной вокал
Следует запомнить раз и навсегда, что сольный вокал панорамируется по центру. Это, опять же, не закон, а правило, нарушив которое вы просто нарушите стереобаланс практически любой фонограммы, где вокал играет главную роль.
В песенной композиции вокал — центральный инструмент. Именно поэтому он занимает в ней главенствующее центральное положение.
О сольном вокале, пожалуй, всё.
Бэк-вокал
А вот вариантов панорамирования бэк-вокала уже несколько больше, так как он может быть представлен несколькими партиями.
Разберем первый случай, когда бэк-вокал представлен единственной партией на единственной дорожке.
Если бэк-вокал в этом случае параллелен основному, то есть не отличается от основного ритмически, а отличается только высотой звучания, то будет правильней расположить его вместе с основным вокалом в центре стереопространства.
Да, безусловно, есть соблазн сдвинуть его немного в сторону, но в этом случае, во-первых, мы получим необоснованную асимметрию, а во-вторых, рискуем получить эффект отдельности звучания бэк-вокала от основного.
Можно также прописать партию бэк-вокала дважды, чтобы получить дабл-трек и распределить полученные партии симметрично в стороны от основного вокала. Но такой ход бывает не всегда уместным.
К тому же при панорамировании бэк-вокальных партий можно столкнуться с весьма интересными вещами.
Например, если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат выше основного и вообще звучат в высоком регистре, то при их распределении в стороны всё равно можно не получить целостного звучания, а получить наоборот «эффект отдельности». Причем этот эффект будет тем сильней, чем дальше бэк-вокал будет панорамирован от центра.
В то же время при приближении к центру бэк-вокальных партий мы можем заметить усиливающееся сгущение, и даже загрязнение звучания.
В итоге, столкнувшись с такой проблемой, может показаться, что лучше оставить одну партию и панорамировать её так, как было мною указано — просто в центр. Самое интересное, что такое решение часто и оказывается оптимальным.
При этом я заметил, что если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат ниже основного вокала или вообще звучат в низком регистре, то при их распределении в стороны такого «эффекта отстраненности» можно и не получить, либо получить, но отодвинув партии процентов на 80-100 от центра.
Я полагаю, это обосновано тем, что более низкий вокал содержит в себе больше энергии и занимает больше места в миксе, что препятствует возникновению, так скажем, «дыр», отделяющих «бэки» от основного вокала.
На примитивной иллюстрации ниже показан основной вокал и два более низких «бэка». Видно, что партии связаны и составляют «эффект единого целого». Также на этой иллюстрации схематично продемонстрировано количество места, которое занимают партии в миксе.
На иллюстрации ниже показан основной вокал и два более высоких по тесситуре «бэка». Тут явно видно, что партии как будто отделены друг от друга и представляют собой не единое целое, а просто набор параллельно звучащих дорожек. Здесь отчетливо видно насколько меньше места в миксе занимает более высокий бэк-вокал.
Но не стоит спешить с выводами и бежать записывать только низкий бэк-вокал, потому что чем выше звучит бэк-вокал, тем меньше места в миксе он занимает и, следовательно, тем лучше он в нём читается.
Отсюда следует, что в условиях насыщенной аранжировки вписать в уже достаточно плотный микс низкие «бэки» так, чтобы они и хорошо читались и не создавали конфликтов между другими инструментами микса, очень непросто. Именно поэтому низкие «бэки» уместны в лёгких аранжировках с небольшим количеством инструментов.
Хорошо, мы рассмотрели с вами работу с одной бэк-вокальной партией. Но как быть, если их больше? Например, две, три или четыре?
Здесь самое главное не панорамировать две разные по тесситуре бэк-вокальные партии просто «одну — влево, вторую — вправо». Так с высокой долей вероятности вы получите кривой стереобаланс, даже если партии будут идти параллельно с основной. Такое панорамирование разных партий возможно и уместно только в тех случаях, когда они (партии) не параллельны основному вокалу или друг другу. Тогда распределение «одну — влево, другую — вправо» улучшит читаемость каждой и позволит избежать вокальной «каши».
Два разных по тесситуре, но одинаковых ритмически бэк-вокала также как и один можно располагать вместе с основным вокалом в центре. Это дает весьма интересное звучание.
Однако если партий больше двух то лучше использовать технологию дабл-трекинга и размещать партии таким образом, чтобы более низкие располагались ближе к центру, а более высокие наоборот — дальше от него.
При этом корректировать удаленность партий от центра нужно так, чтобы не было «каши» в центре и не было «эффекта отдельности». Звучание должно быть связанным, монолитным и в достаточной степени объёмным.
Рекомендую видеокурс: «Профессиональная запись и обработка вокала в непрофессиональной студии “от и до”».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
Спасибо, Андрей!
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала