Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Клавишные инструменты

Аудиокурс "Сам себе звукорежиссёр"

Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Клавишные инструменты

Вообще сейчас многие, как реальные, так и виртуальные клавишные инструменты уже изначально стереофонические: фортепиано, органы, пэды, различные арпеджиаторы и пр. По большому счету такие инструменты почти не подвергаются на этапе сведения каким-то особым смещениям по панораме, если изначально имеют хороший стереобаланс.

Однако чаще в той или иной степени панорамные смещения данных инструментов делать приходится, потому как им есть с чем конфликтовать в большинстве миксов. Например, с гитарами и вокалом.

К тому же далеко не все клавишные инструменты изначально стереофонические — различные лиды, типа Moog звучат изначально в моно, а стереоэффект добавляется им лишь с помощью пространственной обработки.

Учитывая обилие различных клавишных инструментов, на мой взгляд, будет разумней дать вам определенные рекомендации по их панорамированию в целом, нежели рассказывать о панорамировании каждого из инструментов в отдельности.

Прежде следует запомнить, что размещение какого-либо клавишного инструмента в стереополе зависит от его тембральных особенностей, характера исполняемой партии и от его назначения в миксе. Теперь подробней.

Если клавишный инструмент по тембру похож, предположим на гитару, то будет совершенно неразумно панорамировать его в ту же область, куда уже панорамирована сама гитара, так как это скорей всего вызовет между ними частотный конфликт и ухудшит читаемость каждого.

Если же в миксе гитар звучит несколько, нужно попытаться найти такое место в стереополе, где пересечение спектра клавишного инструмента и гитар будет минимальным. В конце концов, если клавишный инструмент энергетически слишком насыщенный (например, фортепиано), и его всё равно не удаётся расположить в стереополе как следует, можно попробовать перераспределить в стереополе гитары так, чтобы этот клавишный инструмент в микс всё-таки уместился.

Конечно, частотные конфликты можно решать и другими способами, но так как статья посвящена панорамированию, я указываю на то, как решить данный частотный конфликт именно с помощью правильного размещения инструментов в стереополе.

А вообще, как я уже говорил ранее, какого-то грубого панорамирования такие стереофонические инструменты, как например фортепиано или орган не требуют. К тому же, например то же фортепиано нередко содержит большое количество энергии, и поэтому его смещение слишком далеко от центра может сильно перекосить весь микс.

Кстати, фортепиано я советую панорамировать так, чтобы его низкие ноты были слева, а высокие — справа. Таким образом, низкие ноты не будут конфликтовать с басовыми том-томами, расположенными справа при панорамировании установки со стороны барабанщика.

Что касается таких стереофонических клавишных инструментов как пэды (подклады), то они должны равномерно заполнять собой стереополе. Пэды играют роль связующего компонента в аранжировке, такую же, как майонез в салате, поэтому они должны равномерно заполнять микс, обволакивая собой почти все его компоненты.

Сам по себе пэд — инструмент обычно электронный и уже изначально стереофонический, поэтому смещать его куда-то, как правило, не требуется.

Что касается сольных клавишных инструментов, то их можно располагать как в центре так и в сторонах от него. Все зависит от того, какую роль они играют в аранжировке и каким тембром обладают.

Например, какой-либо синтезатор, исполняющий выразительное соло в проигрыше, скорей всего, будет правильней расположить в центре стереопространства, подчеркнув тем самым значимость его партии.

В то же время всевозможные контрапункты, «подыгрыши», эффекты и тому подобные второстепенные клавишные партии, особенно если они звучат одновременно с солирующим инструментом или основным вокалом, лучше размещать по сторонам от центра, обязательно учитывая при этом и размещение всех остальных инструментов.

Если сольная партия исполняется в интервал (даже на разных инструментах), то можно разместить обе как в одной точке в центре, так и на небольшом расстоянии влево и вправо от него.

В первом случае за счет пересечения спектров разных по характеру звука инструментов можно получить либо частотный конфликт, либо наоборот красивое тембровое сочетание. Размещение же их на небольшом расстоянии слева и справа от центра может наоборот поспособствовать лучшему разделению партий и улучшению читаемости каждой.

Также точно правильней панорамировать в противоположные стороны от центра солирующие инструменты, если они играют по очереди в рамках одной части композиции. Причем подмечу, что это правило относится не только к клавишным солирующим инструментам, но и ко всем остальным, в том числе к гитарам.

Рекомендую видеокурс: «Обработка и сведение клавишных инструментов».



Комментарии 

0 03.10.2012 21:54 RuslanoS
Спасибо.
Цитировать
0 03.10.2012 23:27 Иван Red
Андрей, в блюзе встречал такие композиции(признаюсь удивился сам), где ударная установка позиционирована от центра вправо, бас и гитара от центра влево, вокал по центру. Было бы наверное целесообразным обсудить еще и эстетику панаромирования, а также творческий подход. Спасибо!
Цитировать
0 04.10.2012 05:02 Вансий
отличная статья!
Цитировать
0 04.10.2012 08:55 Mus_Lim
Очень полезный материал!
Цитировать
0 04.10.2012 11:22 Андрей Скидан
Цитирую Иван Red:
Андрей, в блюзе встречал такие композиции(признаюсь удивился сам), где ударная установка позиционирована от центра вправо, бас и гитара от центра влево, вокал по центру. Было бы наверное целесообразным обсудить еще и эстетику панаромирования, а также творческий подход. Спасибо!

Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
Цитировать
0 04.10.2012 12:52 Паша
Спасибо за дополнение! Изучаю купленный видеокурс по обработке вокала.
Цитировать
0 08.10.2012 23:51 Марк
Андрей, спасибо за статью. Очень интересно и познавательно!
Цитировать
0 10.10.2012 09:33 Андрей Мизов
Всегда рад новой информации! :lol:
Цитировать
0 11.10.2012 21:03 Константин Мусихин
Спасибо Андрей!!! Очень помогло!!! :lol:
Цитировать
0 17.10.2012 22:04 Олег Шутов
Спасибо!
Цитировать
0 01.11.2012 15:43 Денис Елецких
Сказать, что статья полезная - значит ничего не сказать! Все доступно и понятно.

Спасибо, Андрей!
Цитировать
0 19.12.2012 08:32 Vitold
Андрей, спасибо большое за статью, она весьма полезна и понятна.Теоретически понята.
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала
Цитировать
0 05.12.2015 10:42 Themo
годный материал, спасибо)
Цитировать
0 28.08.2016 14:18 Trerwraka
Вы забыли кое что написать про вокал,если вокал основной по центру то почему бы нам его не расширить добавив объёма создав 3 посыла от вокала,на один хорус на второй даблер,на третий короткий реверб и в конце каждого поставить ещё и стерео расширитель и каждый посыл отрегулировать по громкости подмешивая стерео составляющую на слух к вокалу,вокал станет довольно широкий и не по теряется из середины ни куда,при добавлении подвешивания стерео эффектов к вокалу нужно прослушивать периодически сам вокал в моно и следить за шкалой корреляции что б она была с права и не уходила в лево,подмешивать нужно окуратно и точно и тогда можно получить очень приятный вокал,с эффектами можно экспериментировать,дилей хорус и реверб с даблером это ещё не все что можно добавить на посылах к вокалу,да и в даблере не забывайте на посыле отключать середину. Мой адрес Vk.com/trerwraka
Цитировать
0 19.11.2017 08:47 %username%
Статья хорошая, но после прочтения появился такой вопрос: если мы панорамируем барабанную установку со стороны барабанщика, то как панорамировать все остальное: со стороны слушателя или барабанщика?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить