Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Клавишные инструменты
Однако чаще в той или иной степени панорамные смещения данных инструментов делать приходится, потому как им есть с чем конфликтовать в большинстве миксов. Например, с гитарами и вокалом.
К тому же далеко не все клавишные инструменты изначально стереофонические — различные лиды, типа Moog звучат изначально в моно, а стереоэффект добавляется им лишь с помощью пространственной обработки.
Учитывая обилие различных клавишных инструментов, на мой взгляд, будет разумней дать вам определенные рекомендации по их панорамированию в целом, нежели рассказывать о панорамировании каждого из инструментов в отдельности.
Прежде следует запомнить, что размещение какого-либо клавишного инструмента в стереополе зависит от его тембральных особенностей, характера исполняемой партии и от его назначения в миксе. Теперь подробней.
Если клавишный инструмент по тембру похож, предположим на гитару, то будет совершенно неразумно панорамировать его в ту же область, куда уже панорамирована сама гитара, так как это скорей всего вызовет между ними частотный конфликт и ухудшит читаемость каждого.
Если же в миксе гитар звучит несколько, нужно попытаться найти такое место в стереополе, где пересечение спектра клавишного инструмента и гитар будет минимальным. В конце концов, если клавишный инструмент энергетически слишком насыщенный (например, фортепиано), и его всё равно не удаётся расположить в стереополе как следует, можно попробовать перераспределить в стереополе гитары так, чтобы этот клавишный инструмент в микс всё-таки уместился.
Конечно, частотные конфликты можно решать и другими способами, но так как статья посвящена панорамированию, я указываю на то, как решить данный частотный конфликт именно с помощью правильного размещения инструментов в стереополе.
А вообще, как я уже говорил ранее, какого-то грубого панорамирования такие стереофонические инструменты, как например фортепиано или орган не требуют. К тому же, например то же фортепиано нередко содержит большое количество энергии, и поэтому его смещение слишком далеко от центра может сильно перекосить весь микс.
Кстати, фортепиано я советую панорамировать так, чтобы его низкие ноты были слева, а высокие — справа. Таким образом, низкие ноты не будут конфликтовать с басовыми том-томами, расположенными справа при панорамировании установки со стороны барабанщика.
Что касается таких стереофонических клавишных инструментов как пэды (подклады), то они должны равномерно заполнять собой стереополе. Пэды играют роль связующего компонента в аранжировке, такую же, как майонез в салате, поэтому они должны равномерно заполнять микс, обволакивая собой почти все его компоненты.
Сам по себе пэд — инструмент обычно электронный и уже изначально стереофонический, поэтому смещать его куда-то, как правило, не требуется.
Что касается сольных клавишных инструментов, то их можно располагать как в центре так и в сторонах от него. Все зависит от того, какую роль они играют в аранжировке и каким тембром обладают.
Например, какой-либо синтезатор, исполняющий выразительное соло в проигрыше, скорей всего, будет правильней расположить в центре стереопространства, подчеркнув тем самым значимость его партии.
В то же время всевозможные контрапункты, «подыгрыши», эффекты и тому подобные второстепенные клавишные партии, особенно если они звучат одновременно с солирующим инструментом или основным вокалом, лучше размещать по сторонам от центра, обязательно учитывая при этом и размещение всех остальных инструментов.
Если сольная партия исполняется в интервал (даже на разных инструментах), то можно разместить обе как в одной точке в центре, так и на небольшом расстоянии влево и вправо от него.
В первом случае за счет пересечения спектров разных по характеру звука инструментов можно получить либо частотный конфликт, либо наоборот красивое тембровое сочетание. Размещение же их на небольшом расстоянии слева и справа от центра может наоборот поспособствовать лучшему разделению партий и улучшению читаемости каждой.
Также точно правильней панорамировать в противоположные стороны от центра солирующие инструменты, если они играют по очереди в рамках одной части композиции. Причем подмечу, что это правило относится не только к клавишным солирующим инструментам, но и ко всем остальным, в том числе к гитарам.
Рекомендую видеокурс: «Обработка и сведение клавишных инструментов».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
Спасибо, Андрей!
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала