Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Бас

Индивидуальное обучение сведению и мастерингу

Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Бас

Теперь пришла очередь баса. Бас — важный элемент музыкальной композиции. Бас, наряду с барабанами составляет её фундамент, опору, на которой «стоят» остальные музыкальные инструменты. Поэтому к обработке и сведению баса всегда следует подходить очень и очень ответственно.

Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания.

С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов.

В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.

Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии. Но об этом в данной статье я писать не буду, потому что, во-первых, у нас статья о панорамировании, а во-вторых, об особенностях сведения баса и бочки (в электронной музыке) у меня есть отдельный видеоурок.

Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.

В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.

Стоит просто взять за правило, что бас-гитару нужно панорамировать в центр, а при возникновении частотного конфликта между ней и бочкой, решать его любым путем, но, не прибегая к каким-либо смещениям бочки или баса относительно друг друга по панораме.

Тем не менее, панорамировать бас-гитару в сторону от центра можно, но лишь в очень редких случаях.

Например, в том случае если бас выступает не как аккомпанирующий, а как сольный инструмент, играет партию в верхнем регистре, а его размещение в центре панорамы вызывает просто «неразрешимый» частотный конфликт с каким-либо другим музыкальным инструментом. Только в этом случае бас-гитара может размещаться в стороне от центра. Во всех остальных случаях место баса в центре панорамы.

Рекомендую видеокурс: «Бас. Обработка и сведение».



Комментарии 

0 03.10.2012 21:54 RuslanoS
Спасибо.
0 03.10.2012 23:27 Иван Red
Андрей, в блюзе встречал такие композиции(признаюсь удивился сам), где ударная установка позиционирована от центра вправо, бас и гитара от центра влево, вокал по центру. Было бы наверное целесообразным обсудить еще и эстетику панаромирования, а также творческий подход. Спасибо!
0 04.10.2012 05:02 Вансий
отличная статья!
0 04.10.2012 08:55 Mus_Lim
Очень полезный материал!
0 04.10.2012 11:22 Андрей Скидан
Цитирую Иван Red:
Андрей, в блюзе встречал такие композиции(признаюсь удивился сам), где ударная установка позиционирована от центра вправо, бас и гитара от центра влево, вокал по центру. Было бы наверное целесообразным обсудить еще и эстетику панаромирования, а также творческий подход. Спасибо!

Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
0 04.10.2012 12:52 Паша
Спасибо за дополнение! Изучаю купленный видеокурс по обработке вокала.
0 08.10.2012 23:51 Марк
Андрей, спасибо за статью. Очень интересно и познавательно!
0 10.10.2012 09:33 Андрей Мизов
Всегда рад новой информации! :lol:
0 11.10.2012 21:03 Константин Мусихин
Спасибо Андрей!!! Очень помогло!!! :lol:
0 17.10.2012 22:04 Олег Шутов
Спасибо!
0 01.11.2012 15:43 Денис Елецких
Сказать, что статья полезная - значит ничего не сказать! Все доступно и понятно.

Спасибо, Андрей!
0 19.12.2012 08:32 Vitold
Андрей, спасибо большое за статью, она весьма полезна и понятна.Теоретически понята.
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала
0 05.12.2015 10:42 Themo
годный материал, спасибо)
0 28.08.2016 14:18 Trerwraka
Вы забыли кое что написать про вокал,если вокал основной по центру то почему бы нам его не расширить добавив объёма создав 3 посыла от вокала,на один хорус на второй даблер,на третий короткий реверб и в конце каждого поставить ещё и стерео расширитель и каждый посыл отрегулировать по громкости подмешивая стерео составляющую на слух к вокалу,вокал станет довольно широкий и не по теряется из середины ни куда,при добавлении подвешивания стерео эффектов к вокалу нужно прослушивать периодически сам вокал в моно и следить за шкалой корреляции что б она была с права и не уходила в лево,подмешивать нужно окуратно и точно и тогда можно получить очень приятный вокал,с эффектами можно экспериментировать,дилей хорус и реверб с даблером это ещё не все что можно добавить на посылах к вокалу,да и в даблере не забывайте на посыле отключать середину. Мой адрес Vk.com/trerwraka
0 19.11.2017 08:47 %username%
Статья хорошая, но после прочтения появился такой вопрос: если мы панорамируем барабанную установку со стороны барабанщика, то как панорамировать все остальное: со стороны слушателя или барабанщика?