Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Бас
Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания.
С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов.
В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.
Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии. Но об этом в данной статье я писать не буду, потому что, во-первых, у нас статья о панорамировании, а во-вторых, об особенностях сведения баса и бочки (в электронной музыке) у меня есть отдельный видеоурок.
Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.
В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.
Стоит просто взять за правило, что бас-гитару нужно панорамировать в центр, а при возникновении частотного конфликта между ней и бочкой, решать его любым путем, но, не прибегая к каким-либо смещениям бочки или баса относительно друг друга по панораме.
Тем не менее, панорамировать бас-гитару в сторону от центра можно, но лишь в очень редких случаях.
Например, в том случае если бас выступает не как аккомпанирующий, а как сольный инструмент, играет партию в верхнем регистре, а его размещение в центре панорамы вызывает просто «неразрешимый» частотный конфликт с каким-либо другим музыкальным инструментом. Только в этом случае бас-гитара может размещаться в стороне от центра. Во всех остальных случаях место баса в центре панорамы.
Рекомендую видеокурс: «Бас. Обработка и сведение».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
Спасибо, Андрей!
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала