Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала - Гитары
Рассмотри самый простой пример. У нас в миксе есть барабанная установка, бас и единственная гитара (акустическая или электро — не важно). Куда её панорамировать? Вариантов несколько.
Самый простой вариант — оставить гитару (как и бас) в центре. С одной стороны — просто и логично, потому как смещение её в сторону может дать асимметрию микса, что не есть хорошо. Но с другой стороны расположенная таким образом гитара пусть и не даст асимметрию, но зато будет скорей всего хуже читаться из-за множественных конфликтов с различными гармониками бас-гитары.
Поэтому в такой ситуации можно смещать гитару немного в сторону от центра. В какую — зависит уже от ситуации. Например от того как панорамирована барабанная установка, да и вообще, от того, как гитара будет лучше читаться и давать меньше асимметрии. То есть, нужно будет просто послушать гитару в разных положениях панорамы, чтобы понять в каком месте она ложится в микс лучше всего.
Под выражением «смещать гитару немного в сторону от центра» в данном случае я подразумеваю «смещать не более чем на 30 %». При большем сдвиге гитара не только будет перевешивать микс на себя, но и прямо пропорционально отдалению от центра будет создавать «эффект отстраненности» от всего микса в целом.
Поэтому при работе с таким составом я рекомендую использовать технику дабл-трекинга при записи гитары. То есть одну и ту же партию гитары следует записывать, по меньшей мере, дважды и распределять копии одну на 50-100 % в левый канал, другую — настолько же в правый.
Дабл-трекинг сделает звук гораздо плотней, шире и объёмней. Здесь уже не нужно будет беспокоиться о какой-либо асимметрии. Мало того, гитары, будучи расположенными по краям панорамы, не будут конфликтовать с басом, обеспечивая ему хорошую читаемость.
Хотя, стоит отметить, что дабл-трекинг возможен и уместен не всегда. Например, в тех случаях, когда партия гитары полностью или в значительной степени импровизационного характера, музыканту будет очень трудно записать одну и ту же партию дважды без ошибок и расхождений. Это раз.
А во-вторых, сольные партии в данном случае дабл-треком делать не стоит. Да и вообще, дабл-трек больше уместен для риффов, для аккомпанирующих партий, но не для соло. Соло, записанное дабл-треком и разведенное до упора по панораме, звучит обычно не очень красиво. И в случае, если кроме баса, барабанов и соло-гитары в миксе ничего нет, сольную партию гитары лучше расположить по центру.
Если в составе не одна гитара, а две, то в зависимости от ситуации можно проделать панорамирование разными способами.
В тех случаях, когда партии гитар импровизационного характера, лучшим будет их панорамирование по простейшему принципу: «одну — влево, вторую — вправо». Причем вне зависимости от того, одинаковые или разные партии исполняют оба инструмента. Только здесь, в отличие от дабл-трекинга, я не рекомендую (хотя и не запрещаю) располагать гитары дальше, чем на 50 % от центра каждую. В некоторых случаях бывает достаточно даже 30-40 %.
Стоит просто иметь в виду, что чем больше отличаются по тембру и характеру партий первая и вторая гитары, тем ближе к центру их желательно располагать, чтобы микс не получился чересчур асимметричным.
Между прочим, таким образом можно панорамировать не только, например, две акустические или две электрогитары, но и акустическую и электрогитару, звучащие одновременно в одной композиции.
Если в составе три гитары, то логично будет панорамировать их так, чтобы одна была в центре, а две смещены влево и вправо соответственно. В этом случае главное решить, какая гитара, в каком месте панорамы будет располагаться.
Стоит сразу забыть о панорамировании гитар по принципу размещения гитаристов на сцене. В этом есть смысл только при сведении звука для концертного видео (и то отнюдь не всегда), но никак не для аудио да и уж тем более для студийного.
Здесь нужно смотреть, какие гитары играют больше, какие — меньше; какие несут в себе больше энергии, какие — меньше; а также смотреть, какие гитары схожи, а какие различаются по тембру.
Например, логично будет поместить аккомпанирующую акустическую гитару в центре, а две электрогитары — по бокам. Или, например, разумным будет размещение соло-гитары в центре, а двух аккомпанирующих — влево и вправо.
Тем не менее, даже при наличии трех партий гитар в одной композиции, приходится прибегать к дабл-трекингу для уравновешивания звучания, ликвидации частотных конфликтов и улучшения читаемости тех или иных инструментов.
Возьмем тот же пример с размещением аккомпанирующей акустической гитары в центр, а двух электрогитар — по краям. Таким образом, акустическая гитара может начать конфликтовать с басом, результатом чего будет грязноватое звучание в центре. Дабл-трекинг акустической гитары в данном случае с последующим распределением партий в стороны может помочь решить этот конфликт, не вызвав при этом новых.
Подобных примеров я могу привести немало. При панорамировании гитар просто нужно руководствоваться указанными мною рекомендациями и внимательно слушать то, что у вас получается.
Рекомендую видеокурс: «Обработка и сведение гитар».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
Иван, я верю вам. В старых записях такое панорамирование встречается сплошь и рядом.
Спасибо, Андрей!
А вот на практике конкретный пример: известная композиция ABBA "Lay All Your Love On Me".
Каким образом здесь сделан хор в припеве, и как можно добиться хотя бы похожего?Как спанорамировать голоса? Манипулирование с различным ревером типа "сafedral" не дает желаемого эффекта.
Хочется услышать мнение профессионала